На прошедшем 8 июля 2008г. очередном заседании Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области рассматривалось дело в отношении Федерального государственного учреждения здравоохранения под громким названием «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области». Сокращенно – ФГУЗ. Заявителем выступило ЗАО «Зиверт», которое на протяжении многих лет проводит широкий спектр санитарно-эпидемиологических исследований, проектных и экспертных работ, необходимых для выполнения юридическими и физическими лицами требований санитарного законодательства, и, по сути, является одной из негосударственных организаций, альтернативных ФГУЗ.
Антимонопольное ведомство вынесло решение, в котором Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» признано нарушившим статью 10, ч.1 Закона РФ «О защите конкуренции».
Решение касается нашумевшего дела, о котором уже сообщала нижегородская пресса, когда ФГУЗ отказался принять от Муниципального учреждения «Главное управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода» предпроектную документацию для подготовки экспертного заключения. Причиной проблем застройщика, который в течение более полугода получал необходимое по закону санитарно-эпидемиологическое заключение на участок строительства, стали незаконные действия работников ФГУЗ, которые, видимо, не хотят, чтобы строители проводили санитарные исследования в каких-либо других организациях, кроме «Центра гигиены». Все это привело к задержке начала строительства многоквартирного жилого дома по ул. Даргомыжского на целых семь с половиной месяцев! А это жилье предназначается для расселения жителей ветхого фонда...
Теперь, говоря о трудностях реализации в регионе национального проекта «Доступное жилье», мы знаем, что свою лепту в них вносит и Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области». В известные времена такую «работу» называли САБОТАЖЕМ и ВРЕДИТЕЛЬСТВОМ!
За три года, прошедшие с момента реформирования службы санэпиднадзора страны, когда был образован новый надзорный орган – Роспотребнадзор с подведомственными ему учреждениями, называемыми ФГУЗ, которые выполняют санитарные исследования и оказывают другие платные услуги, в Нижегородской области сложилась, мягко сказать, нездоровая обстановка с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений. Дело в том, что нижегородский Роспотребнадзор практически все без исключения санэпидзаключения выдает только при наличии предварительных экспертных заключений «Центра гигиены», которые последний готовит на платной основе.
Таким образом, в области создана дополнительная искусственная ступень, когда предпринимателя, обязанного по закону получить в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологическое заключение, направляют во ФГУЗ за экспертным. К слову, ни один правовой акт РФ не требует обязательного наличия предварительных экспертных заключений для выдачи санитарно-эпидемиологических заключений. То есть, Роспотребнадзор правомочен выдавать санэпидзаключения без участия ФГУЗ (так, кстати, и работает Роспотребнадзор в других субъектах РФ), но, несмотря на это, в Нижегородской области процедура выдачи этих документов сознательно забюрокрачивается. А в это время ФГУЗ активно использует предоставленный ему административный рычаг в «борьбе» с конкурентами и одновременно существенно осложняет жизнь нижегородским предпринимателям, которые оформляют санэпидзаключения. О причинах такой ситуации нам остается только догадываться.
На одном из последних заседаний Президиума Правительства РФ премьер-министр Владимир Путин подчеркнул, что «предприниматель по-прежнему сталкивается еще с целым рядом различных препон и трудностей. Нам нужно самым решительным образом расчистить эти бюрократические завалы».
Зачастую, чтобы доказать свою значимость, на этапе подготовки экспертных заключений, выдаваемых, кстати, исключительно за деньги, работники «Центра гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» с завидным рвением начинают осуществлять контрольные функции на предмет соблюдения предпринимателями санитарного законодательства в целом. Или могут неожиданно выдать необоснованные отрицательные заключения, которые содержат совершенно абсурдные, надуманные замечания. Документально подтвержденных примеров этому предостаточно.
Следует напомнить работникам ФГУЗ, что согласно Указу Президента РФ от 09.03.04 № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» в России действует принцип запрета совмещения контрольных и хозяйственных функций. Видимо, президентский Указ не является указом для нижегородского ФГУЗа.
А пока многие бизнесмены пытаются «договориться», снять зачастую необоснованные замечания при помощи известных методов и получить столь нужное экспертное заключение, поскольку вести судебные тяжбы с нижегородским Роспотребнадзором и ФГУЗом дело довольно хлопотное и требует уйму сил и времени. Не здесь ли и возникают условия для коррупции – одной из главных болевых точек и, соответственно, забот верховной власти в РФ?
Понимая это, президент России Дмитрий Медведев возглавил комплексную борьбу с этим явлением, угрожающим, по мнению большинства экспертов, безопасности страны. Во вторник 19 мая 2008 года он подписал Указ "О мерах по противодействию коррупции" и постановил образовать Совет по противодействию коррупции, который сам и возглавил. На специально созванном по этому поводу совещании Дмитрий Медведев заявил: «По сути, нужно вести разговор о ликвидации условий для возникновения коррупции. Это самое сложное, что нам предстоит сделать».
А как в нижегородском ФГУЗе обстоят дела с профессиональной подготовкой работников? Общеизвестно, что при проведении исследований должностные лица ФГУЗа порой допускают серьезные нарушения и ошибки. Совсем недавно областной прокуратурой рассматривался вопрос о нарушении ими нормативно-методических требований при проведении санитарно-эпидемиологических исследований, оценке получаемых результатов и принятии по ним необходимых решений. Подавляющая часть претензий была признана обоснованной. Среди них и «несоответствие протоколов радиационного обследования» действующим требованиям, и нарушения, допускаемые при проведении исследований почвы, и многие другие недочеты…
Примечателен тот факт, что на обращения заказчиков исследований во ФГУЗ с просьбой устранить нарушения и ошибки в выданных этим учреждением протоколах измерений «Центр гигиены» отвечает ... счетами на дополнительную оплату.
Очевидно, к чему может привести такая «работа» сотрудников ФГУЗа – к искажению карты санитарно-эпидемиологической обстановки в области и, как следствие, к серьезным проблемам со здоровьем у нижегородцев и возможным вспышкам заболеваемости.
Несут ли ответственность работники «Центра гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области», допускающие такие нарушения, неизвестно. Из писем от областной прокуратуры стало ясно, что они направляются на бесконечные обучающие курсы и семинары. А для широкой общественности эти работники выдают себя за непревзойденных «профессионалов» своего дела.
Например, в настоящее время ЗАО «Завод «Труд» испытывает трудности с получением санитарно-эпидемиологического заключения на проект нормативов выбросов для своего предприятия и не может оформить требуемое законом разрешение на выбросы. Это происходит благодаря действиям заведующего отделом Охраны окружающей среды ФГУЗ И.Г.Карачкина. Не обнаружив нарушений в самой документации, он взялся осуществлять не предусмотренные законом контрольные функции по деятельности ЗАО «Завод «Труд» и выдал ряд необоснованных замечаний. Подобные действия И.Г. Карачкина фактически препятствуют получению соответствующего санэпидзаключения и, как следствие, препятствуют выполнению заводом «Труд» санитарного законодательства!
Ситуации, связанные с некорректным проведением ФГУЗ санитарно-эпидемиологических исследований и экспертиз, неоднократно становились темой критических публикаций в СМИ Нижегородской области. Их «героями» были и главный врач ФГУЗа Т.В. Осипова, и ее заместитель Т.Ю. Феклина, и заведующая отделом гигиены жилых и общественных зданий Л.Ю.Смиренская, и другие ответственные лица этого учреждения.
Однако ни нижегородский Роспотребнадзор в лице главного санитарного врача Е.Ю. Петрова, ни ФГУЗ в лице главного врача Т.В. Осиповой не удостоили общественность не то чтобы каким-то объяснением, но даже крошечным ответом на все эти публикации. В местные суды не подавалось ни одного заявления от работников названных учреждений… Им нечего ответить? Они согласны с этой ситуацией, когда безнаказанно продолжаются вопиющие нарушения – как законодательства, так и общепринятых норм и правил? А мы? Те, чье здоровье подвергается угрозе, те, кто не может нормально работать, те, кто очень долго ждет, когда можно будет въехать в новую квартиру не потому, что стоишь, как в былые времена, в вечной очереди, но потому, что кому-то зачем-то нужно доказать, что именно он здесь главный. Пауза явно затянулась…