Отсутствие административных барьеров в предпринимательской деятельности - первейшее условие для появления новых производств и выживания уже действующих предприятий. Поэтому тема минимизации разрешительных функций государственных структур, создание четких и прозрачных правил проведения контрольно-надзорных мероприятий, которые во многих случаях имеют явные признаки коррупциогенности, в последние годы не сходит с первых полос газет и занимает много эфирного времени на телеэкранах. Первые лица государства давно и открыто говорят о коррупции как о первейшей проблеме российского государства, ставя её впереди наших, казалось бы, исторически существующих вечных «лидеров», - дураков и дорог.
Сегодня мы можем осторожно констатировать, что определённые сдвиги начались. Модернизируется законодательство, меняются регламенты, создаются стимулы к антикоррупционному поведению. Как отметил в одном из своих выступлений Президент РФ Медведев Д.А., «самое сложное, что на самом деле нам предстоит: прозрачность государственных процедур, связанных с государственными подрядами, с тендерами, с административными регламентами, создание в целом более благоприятной деловой среды». Безусловно, это только начало пути и, будем честными, пути долгого с финалом заранее неизвестным.
Общеизвестно, что практически каждая организация в своей деятельности сталкивается с необходимостью выполнения требований санитарных норм и правил. Надзор за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения ведет Федеральная служба Роспотребнадзор, созданная в соответствии с Указом Президента РФ в 2004 году. А её руководитель Онищенко Г.Г. давно известен как один из главных ньюсмейкеров страны. У Роспотребнадзора, как и у любой другой федеральной структуры есть региональные управления, которые обязаны действовать строго в рамках генеральной линии головного ведомства. Однако, как мы увидим далее, такое происходит не всегда и не везде!
В Нижегородской области управление Роспотребнадзора с момента его образования возглавляет Петров Евгений Юрьевич, являющийся также и главным государственным санитарным врачом по Нижегородской области. Для реализации Роспотребнадзором своих полномочий с 1 апреля 2005 г. в Нижегородской области действует его ведомственное учреждение - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области». Им руководит Осипова Татьяна Васильевна.
В деле обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основными задачами Управления Роспотребнадзора являются надзор и выдача санитарно-эпидемиологических заключений, а «Центр гигиены и эпидемиологии» призван выполнять сопутствующие лабораторные измерения, исследования и санэпидэкспертизы. Оба учреждения являются государственными и существуют на деньги налогоплательщиков. Однако возникла парадоксальная ситуация - когда госучреждение, созданное для обеспечения функций надзорного органа, вдруг стало проводить необходимые для этого измерения, исследования и экспертизы за деньги предпринимателей, одновременно получая на это финансирование из бюджета!?
Однако, так или иначе, в Нижегородской области на такие услуги есть и спрос, и предложение, т.е. возникают рыночные отношения и формируется соответствующий рынок. Но, как и следовало ожидать, благодаря связке со своим «старшим братом» - Управлением Роспотребнадзора, ФГУЗ прочно занял доминирующее положение на этом рынке, что после неоднократных сигналов от обиженных конкурентов установило и региональное Управление антимонопольной службы. Теперь, работа ФГУЗ постоянно удостаивается пристального внимания со стороны антимонопольной службы, становится темой проблемных публикаций в нижегородской прессе. К слову сказать, совсем недавно, 18 ноября 2010 года, антимонопольный орган в очередной раз вынес решение по делу в отношении ФГУЗ и выдал Осиповой Т.В. предписание по исключению определённого пункта из её приказа, которым Татьяна Васильевна ущемляла интересы своих конкурентов.
Для того чтобы ФГУЗ прочно удерживал свои позиции на рынке, на протяжении многих лет всегда используется один и тот же прием - предприниматели, заказавшие необходимые лабораторные измерения в других аккредитованных организациях, на пути к получению санэпидзаключений начинают сталкиваться с разнообразными, порой совершенно абсурдными препятствиями! Что характерно, несмотря на многочисленные приглашения донести через СМИ свою точку зрения на различные конфликтные ситуации, связанные с волокитой по получению предпринимателями санэпидзаключений, ни региональный Роспотребнадзор, ни ФГУЗ ни разу не воспользовались такой возможностью. Что это? Обычный инфантилизм или нарочитое нежелание не обращать внимания на всяких «собачек», когда твой «караван» успешно «бороздит» бизнес-просторы области…
И вот наконец-то выходит в свет письмо главного санитарного врача России Онищенко Г.Г. за № 01/12975-0-32 от 8 сентября 2010 года адресованное региональным управлениям Роспотребнадзора и ФГУЗам. Внимание, предприниматели! Это письмо предписывает выполнять все измерения и санэпидэкспертизы, необходимые для выдачи санэпидзаключений, в рамках государственного надзора, т.е. без взимания платы! Согласно этому письму, региональные органы Роспотребнадзора должны были прекратить практику выполнения ФГУЗами соответствующих платных измерений и санэпидэкспертиз.
На днях нам в распоряжение передали обращение компании «Зиверт», направленное в адрес полномочного представителя Президента РФ в ПФО Рапоты Г.А. и Минздравсоцразвития РФ с просьбой разобраться с «неправомерными действиями» чиновников. «Зиверт» уже более десяти лет выполняет различные виды измерений, результаты которых используются для выдачи Роспотребнадзором санэпидзаключений. В письме говорится о произволе руководителя Нижегородского Роспотребнадзора в отношении фирмы, занимающейся монтажем и вводом в эксплуатацию базовых станций сотовой связи (выражаясь профессионально - передающих радиотехнических объектов, ПРТО). Еще до выхода в свет вышеупомянутого письма Онищенко Г.Г. своим региональным управлениям «Зиверт» заключил с этой фирмой договор и выполнил измерения электромагнитных полей в местах установки конструкций. Впоследствии, фирма также передала «Зиверту» и полномочия по получению в Роспотребнадзоре санэпидзаключений для ввода в эксплуатацию этих построенных ПРТО. Тут и начались события, о которых в советские времена очень хорошо получалось рассказывать киножурналу «Фитиль».
11 октября 2010 года «Зиверт» подготовил заявку в подведомственный областному Роспотребнадзору «Центр гигиены и эпидемиологии» на проведение санэпидэкспертизы на договорной основе. Однако представителю «Зиверта» в приёме документов было отказано и тогда это заявление пришлось выслать по почте. Заявитель понял, что процедура с получением экспертизы в этом «Центре гигиены и эпидемиологии» затянется на неопределённое время (что в дальнейшем и произошло, когда его руководство в лице Осиповой Т.В. предложило забрать проект договора на выполнение санэпидэкспертиз только 12 ноября 2010 года!) и заключил договор на проведение экспертизы в другом аналогичном по профилю деятельности учреждении. В короткий срок «Зиверт» получил нужные экспертные заключения и 18 октября 2010 года направил в адрес регионального Роспотребнадзора письмо с просьбой выдать санэпидзаключения для ввода в эксплуатацию 15-ти ПРТО на основании своих протоколов измерений и полученных экспертных оценок. Поняв, что и здесь появились знакомые по прошлым случаям признаки волокиты, 25 октября «Зиверт» послал в Роспотребнадзор повторное письмо с просьбой ускорить выдачу санэпидзаключений, и выдать его в рамках государственного надзора в соответствии с указанием Онищенко Г.Г. от 8 сентября 2010 года. Однако все эти усилия оказались тщетными и только 16 ноября (!) был получен отказ в выдаче санэпидзаключений по причине якобы отсутствия у регионального Роспотребнадзора документов, подтверждающих аккредитацию испытательной лаборатории «Зиверта». О том, что этот отказ является формальной отпиской, говорят хотя бы множественные факты выдачи нижегородским Роспотребнадзором в течение многих лет этих санэпидзаключений на основании протоколов измерений «Зиверта». И все эти документы можно найти в общедоступном реестре санэпидзаключений в сети Интернет. Получается, что многие годы руководитель нижегородского управления Роспотребнадзора Петров Е.Ю. допускал выдачу санэпидзаключений на эксплуатацию ПРТО, не зная о праве «Зиверта» выполнять эти измерения?! Верится с трудом.
По мнению управлющего компании «Зиверт» Эдуарда Новожилова, глава Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Петров Е.Ю. намеренно создал волокиту по выдаче испрашиваемых санэпидзаключений для того, чтобы таким образом «наказать» и «Зиверт», и фирму по монтажу ПРТО за то, что они заплатили деньги за проведение сан.-эпид. экспертиз и измерений «не туда», не в ведомственное учреждение Роспотребнадзора - ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области».
Тем временем фирма, фактически давно завершившая все работы по монтажу ПРТО, не имеет возможности сдать эти работы своему заказчику и получить окончательный расчет по договору. Очевидно, что это может повлечь за собой множество негативных моментов: невыплата зарплат своим работникам (следовательно, испытывают финансовые затруднения сами работники), задержка с оплатой налоговых отчислений, трудности в хозяйственной деятельности предприятия в целом.
Каково же было удивление сотрудников «Зиверт», когда выяснилось, что всё то время, пока они пытались добиться правомерных действий от руководства нижегородского управления Роспотребнадзора и «Центра гигиены и эпидемиологии», Петров Е.Ю. хранил у себя «в столе» ведомственный приказ (Приказ ФС Роспотребнадзора №309 от 12.08.2010 г. за подписью Руководителя службы Онищенко Г.Г.). Этот приказ фактически отменяет необходимость получения санэпидзаключений на деятельность по эксплуатации ПРТО. Вот так!
Уместно сообщить, что, например, в Тюменской и в Кировской областях, в ответ на заявления операторов сотовой связи о выдаче санэпидзаключений на уже построенные ПРТО, Роспотребнадзор сообщает об отсутствии необходимости получения этих документов и ссылается при этом на Приказ № 309.
Поэтому в своих письмах в высокие государственные инстанции Эдуард Новожилов констатирует: «можно сделать вывод о том, что руководитель Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Петров Е.Ю., давно зная об отсутствии необходимости выдачи санэпидзаключений на эксплуатацию ПРТО, продолжает выдавать заявителям эти документы и не сообщает им об отсутствии необходимости получения таких санэпидзаключений». Таким образом, делает вывод Эдуард Новожилов, «вопреки решениям Президента РФ Медведева Д.А. и Председателя Правительства РФ Путина В.В. о снижении административных барьеров для ведения бизнеса, Петров Е.Ю. продолжает «кошмарить» предпринимателей Нижегородской области».
От себя мы можем добавить, что не очень давно схожие действия чиновников именовались просто - вредительство и саботаж!
Тогда правомерен следующий вопрос - насколько нужны Нижегородской области такие чиновники, пусть и представляющие уважаемое федеральное ведомство?
Оригинал этого материала опубликован на ленте «АПН - Нижний Новгород».