Игорь Даченков, генеральный директор Агентства массовых коммуникаций «Регион Медиа»:
Создание Кремлем кадрового резерва из представителей думской оппозиции – это еще одно подтверждение очевидного тренда. Это закономерный этап реализации курса на многопартийность и демонополизацию власти с точки зрения доминирующей партии, то есть изменение системы, существовавшей в российской власти все последние годы.
Тренд этот был заметен и раньше, поскольку понятие «думская оппозиция» - это своего рода метафора. Это не оппозиция, а скорее думские «спарринг-партнеры». И первым этапом упомянутого курса можно считать то, что по каким-то вопросам мнение оппозиции учитывалось. Учитывалось, естественно, кулуарно, келейно, за закрытыми дверями, но в любом случае, по стратегическим вопросам, которые влияли на политический процесс, решения принимались коллегиально, с учетом мнения лидеров думских фракций, оппонирующих «Единой России».
Второй этап был связан с тем, что всем представителям думской оппозиции дали по губернаторскому посту. Если губернатор Владимирской области коммунист Виноградов находится на этом посту достаточно давно, то некоторое время назад губернаторское кресло в Смоленской области получила и ЛДПР, а теперь, наконец, и «справоросс» (пусть и бывший) возглавил Забайкальский край. Это говорит о том, что Кремль меняет свою тактику – от политической монополии переходит на более тонкий тактический рисунок игры, связанный с тем, что он задабривает системную оппозицию в контексте борьбы с несистемной оппозицией, которой он действительно боится, поскольку она в определенный момент может оседлать рост протестных настроений.
К понятию системной оппозиции можно отнести также и партию «Яблоко», которая встроена в политический ландшафт страны. К этой же управляемой оппозиции, к «спарринг-партнерам», я бы отнес и «Гражданскую платформу» Михаила Прохорова, которая активно набирает обороты и собирается участвовать в выборах в сентябре сего года.
Формирование кадрового резерва из думской оппозиции – это уже третий этап, поскольку Кремль руководствуется простым принципом – лучше занимать образующиеся кадровые лакуны своими людьми, пускай из управляемой оппозиции, чем отдавать на откуп стихийной силе, улице, когда неподконтрольный процесс может привести к самым неожиданным результатам.
Кроме того, у действующей административной элиты довольно короткая скамейка запасных, причем, не только на федеральном уровне, но и на региональном, и даже на муниципальном. Поэтому подготовка кадрового резерва на более широкой партийной основе – это технологичный подход к формированию лояльных центров силы, лояльных групп политического влияния, которые будут подконтрольны Кремлю.
Что касается оправданности такого сотрудничества для партий думской оппозиции, то если мы говорим о расширении степени влияния политической структуры, если мы говорим о том, что она живет по закону политического рынка, то эти перспективы для думских партий – это несомненная возможность для реализации собственного потенциала.
С другой стороны, этот процесс несет в себе определенную опасность для думской оппозиции. Мы видели это на примере с исключением Гудковых из «Справедливой России»: партия показала определенному кругу своих сторонников в пределах электорального порога семь процентов, что от былой оппозиционности не осталось и следа. Точно так же и участие в формировании кадрового резерва отвадит от «Справедливой России» часть ее сторонников, особенно тех, которые исповедовали принципы протестного движения через призму социал-демократической идеологии. «Справедливая Россия» уже показала себя во всей красе как карманная управляемая кремлевская структура, на которую надавили – и она приняла то решение, которое необходимо главному политическому арбитру на поляне. Поэтому важно понимать формы и градус сотрудничества, которое будет предлагаться оппозиционным силам, если они будут себя позиционировать как оппозиционные.
Что же касается перспектив партийной демонополизации, то взят курс на многопартийность, и для Кремля теперь не так важно, чтобы губернатор был обязательно членом действующей партии власти. Он вполне может представлять и другую политическую силу, если речь идет о тех самых «спарринг-партнерах» - КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», возможно и «Гражданской платформе» Михаила Прохорова. Вполне вероятно, что в перспективе двух-трех лет мы увидим более пестрый состав губернаторского корпуса. И скорей всего, заметно вырастет число беспартийных губернаторов.
Думаю, эта тенденция актуальна еще и в контексте той политической реформы, которая происходит на наших глазах. В ближайшее время на авансцену должен выйти Общероссийский народный фронт, а «Единая Россия» будет понемногу притапливаться, причем, естественным образом. Об этом говорят и проходящие в регионы установки из управления внутренней политики Кремля по поводу того, что на сентябрьских выборах не нужно гнать на-гора рейтинг «Единой России».
«Единую Россию» будут потихоньку спускать на тормозах – это поддерживающий сценарий, не более того, а на первый план будет выдвигаться Общероссийский народный фронт как широкая платформа по поддержке президента. Естественно, модель многопартийности, с учетом более широкой партийной палитры будет находить свое отражение и в исполнительной власти.