Руководитель
экспертно-аналитического отдела Центра коммуникативных технологий «PRОПАГАНДА»:
Вероятность того, что Путин будет избираться на третий срок, не превышает
10-15%. Это связано с нежеланием самого Путина брать на себя еще четыре года
такой тяжелой ответственности за ситуацию в стране. У него наблюдается
некоторая усталость.
Существует несколько вариантов развития событий в 2008 году. Первый –
это продление власти Путина под тем или иным соусом, второй – это выдвижение
одного преемника Путина, третий – выдвижение нескольких кандидатов в преемники
и отсутствие других серьезных конкурентов и четвертый вариант – вариант
демократический, когда, в силу субъективных причин или раскола элиты, не
появится консенсусной фигуры, в равной степени приемлемой для всех элитных
групп. Тогда возрастает роль демократических институтов и демократической
процедуры выборов.
О том, кто может стать преемником Путина, можно говорить с нескольких
позиций. Можно анализировать сегодняшнюю расстановку сил и можно говорить о
критериях, по которым мог бы выбираться преемник. Сегодняшняя расстановка сил
понятна: в первой категории потенциальных преемников находится Медведев и
Иванов, во втором-третьем лагерях потенциальных преемников находятся Козак,
Якунин, Собянин, Кудрин, Патрушев, Грызлов. Важно понять, какими критериями
будет руководствоваться глава государства, будет ли он искать фигуру,
консенснусную для основных элитных групп. Возможен вариант, при котором,
наоборот, интересы элитных групп будут не пиететными, консенсус между ними не
креативным, и выберут нейтральную фигуру, которая не находилась бы в Москве в
разгар событий. Примерно по той же логике, как в свое время премьером был
выбран Фрадков, как человек, не находившийся в Москве и в России во время «дела
ЮКОСа». Другое дело, что проект «Фрадков» не оказался эффективным для
государства. Повторю, вопрос
в критериях, по которым Путин будет выбирать преемника.
После ухода Путина политическая система России изменится. Я думаю, тот
объем власти, который сконцентрирован у Путина, не может быть передан никому из
потенциальных преемников, поэтому возможна децентрализация власти. Возможен
переход некоторых государственных компаний в частные руки еще до смены власти,
чтобы будущая власть не могла распоряжаться активами госкомпаний, как сегодня
это делает существующая власть.
Вопрос, что будет с партией «Единая Россия», решится из соображений политической
целесообразности. Сегодня «Единая Россия» позволяет действующей власти достаточно эффективно использовать публичные
процедуры действующей
демократии. Задача, чтобы «Единая Россия» работала на серьезное усиление нынешней
власти (не для того, чтобы власть работала на партию, а для того, чтобы партия
работала на власть), сегодня не решена. «Единая Россия» на региональных выборах
упирается в некоторый «электоральный потолок». «Единой России» предстоит доказать
будущей власти свою необходимость и полезность. Второй сценарий для «Единой
России» наименее вероятный – это парламентская республика, в которой «Единая
Россия» становится ключевой правящей партией. Я думаю, что отношение правящей
элиты к «Единой России» остается относительно прохладным и вряд ли роль этой
партии как аналога КПСС будет приемлема для большей части политического
руководства государства Российского.
Подготовка власти к 2008 году идет
как в публичной, так и в непубличной плоскости. В публичной плоскости
идет приближение двух вероятных преемников. Не понятно, являются ли их фигуры
окончательными, но, тем не менее, пиар-кампания идет полным ходом. В
непубличной сфере идет аккумулирование административного ресурса и попытка
минимизировать факторы случайного воздействия избирателей на схему передачи
власти. Например, инициатива по повышению контроля над выборами мэров и
процедура по укрупнению регионов, конечно, указывают на аккумулирование властью
административных ресурсов перед 2008 годом. Инструменты под сценарий 2008 года собраны, а сам сценарий
пока не написан.
Есть несколько факторов, которые будут влиять изменение режима Путина. Экономические
факторы пока будут благоприятсвовать Путину и не будут побуждать серьезную
модернизацию или перемену курса.
Главное в том, что начало процесса преемственности власти, запуск
проекта «Преемник», мне показался преждевременным. Если он будет идти такими же
темпами, какими идет сейчас, то есть риск, что «чемоданные настроения» среди
политической элиты и мысли о том, как им адаптироваться после путинской власти,
как дестабилизировать существующий административный ресурс, начнутся раньше срока и приведут к
дальнейшей дестабилизации органов государственного управления.