Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Свершилось историческое событие – произошло воссоединение двух ветвей наших церквей, находившихся в разделении фактически со времен революции и гражданской войны. Это событие имеет огромное значение не только для церкви, но и для всего нашего общества. Я надеюсь, что оно, наконец, послужит знаком окончания гражданской войны между белыми и красными.
Объединение никогда бы не произошло, если бы наша Церковь – Московская патриархия – не сделала ряд важнейших шагов навстречу Русской зарубежной церкви. Практически руководство РПЦ принесло покаяние во множестве, мягко говоря, неправильных действий, на которые его предшественники вынуждены были идти в 20 - 30-е годы и в 70 – 80-е.
Можно считать, что на сегодня РПЦ окончательно очистилась от греха сергианства. То есть от переходящих границу церковной икономии компромиссов с атеистической властью. Руководство РПЦ отказалось и от навязываемой ей в 60 – 70-е годы светскими властями практики экуменизма.
На сегодняшний день никаких совместных молитв с инославными у нас не проводится. Нынешние «экуменические» контакты РПЦ экуменическими в строгом смысле не являются, а являются чем-то между проповедью православия среди инославных и церковной дипломатией.
При всем отношении к нашим светским властям я считаю позитивной их поддержку процесса воссоединения РПЦ. Я исхожу из того, что настоящий патриот, даже если он относится к действующим властям резко оппозиционно, будет поддерживать те их действия, которые направлены на благо страны. И к таковым я отношу участие светской власти нынешней России в процессе воссоединения РПЦ.
Возникшие разногласия среди приходов РПЦЗ после подписания Акта не повлекут серьезных последствий. Я думаю, что и у руководства Московской патриархии, и у Русской зарубежной церкви найдется достаточно мужества, разума и политической воли, чтобы процесс воссоединения не привел к новым разногласиям.
На сегодняшний день наше государство является светским. Церковь отделена от государства. По принятому 10 лет назад закону традиционные конфессии, то есть конфессии, укорененные во всей истории нашей страны, такие как православие, ислам, буддизм, пользуются определенными преимуществами по сравнению с новыми не традиционными конфессиями. Наша власть в некотором смысле вопреки действующим законам отчасти поддерживает нашу церковь больше, чем в этом законе прописано. Я считаю такую практику позитивной, поскольку Россия по своей истории страна православная, и практика поддержки властями главной исторической конфессии вполне соответствует европейской практике.