Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Мнение о том, что новое правительство не будет отличаться от правительства Фрадкова, справедливо. Фактически, новым в этом правительстве является только премьер, потому что остальные вновь назначенные министры взяты из состава старого правительства с более мелких должностей.
Назначение Дмитрия Козака на пост главы Минрегионразвития создает пусть небольшую, но интригу. Во-первых, интрига в том, кто станет следующим полпредом в ЮФО, а во-вторых, вновь оживают разговоры и слухи о дальнейших карьерных перспективах Козака, который, как считается, входит в ближний круг Владимира Путина.
На мой взгляд, на предыдущем посту Козак проявил себя как человек, который больше занимался мониторингом и, может быть, отчасти модерированием, чем проведением политики. Должность полпреда – должность своеобразная, в которой не прописываются четко формальные полномочия. Она может быть как очень весомой, так и очень незначительной: в зависимости о того, каково влияние конкретного человека, как он ведет линию, как он выстраивает свою политику. Как мне кажется, потенциал этой должности Дмитрием Козаком не был реализован на сто процентов. Он, еще раз повторю, в большей степени занимался мониторингом, модерированием, посредничеством, чем выстраиванием определенной стратегии.
Но я не исключаю, что это не его вина и он просто не имел достаточный карт-бланш для проведения той или иной политики в этом сложном регионе. Ключевой проблемной точкой региона, как известно, является Чечня, и ясно, что Козак, скорее всего, был сторонником того, чтобы Алханов оставался президентом, и ясно, что он не мог на этом настаивать в силу особого отношения Владимира Путина к Рамзану Кадырову как к залогу стабильности в Чечне. Поэтому, будучи не способным настоять на своем в этом ключевом и очевидном для всех вопросе, Дмитрий Козак вряд ли мог восприниматься как по-настоящему сильная политическая фигура на этой должности.
Фактически, назначив пятого вице-премьера, российское правительство тем самым возвращается в дореформенное состояние. В 90-е годы существовало несколько вице-премьеров, которые курировали разные отросли, в том числе финансовую. Потом это было упразднено - и опять возвращено. Это лишний раз свидетельствует о своего рода идиотизме административной реформы. Плюс об усилении Кудрина, который всегда считался достаточно влиятельной фигурой в путинской команде. Видимо, сейчас ему не видят замены на посту главного финансиста страны, особенно в контексте подступающего к России международного глобального финансового кризиса.
Назначение нового министра экономического развития и торговли из команды Германа Грефа говорит о том, что либеральный экономический блок является не кадровой случайностью, а позицией Владимира Путина. Если в случае Грефа можно было бы говорить о том, что Путин ему лично доверяет и считает его видным экономистом и администратором, и поэтому такой явно выраженный либерал возглавляет экономический блок правительства, то здесь мы видим, что Греф заменен на женщину, которая исповедует еще более радикальные либеральные взгляды на экономику, по крайней мере, судя по ее научной и административной биографии. Поэтому либертарианский экономический блок – это позиция Путина. Это можно сказать достаточно определенно.
Иногда семейственность – это нормальная вещь, но в случае с назначением Голиковой на пост министра здравоохранения речь идет о дурной семейственности. Я считаю, что министр должен быть политической фигурой, - то есть человеком, у которого имеется определенный авторитет в соответствующей среде, который с ней связан биографически, по своим интересам, - а не технической. Новый же министр здравсоцразвития, к сожалению, не имеет ни профессионального авторитета в здравоохранении и социальной сфере, ни политического авторитета.