Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
На мой взгляд, ситуация с премьерством Путина предрешена не на сто процентов. Я думаю, что в любом случае окончательное решение будет принято уже после выборов президента, в том числе в зависимости от того, как в ближайшие три месяца будет развиваться ситуация в стране, в элитах. Естественно, что этот вариант является наиболее вероятным, но до конца не предрешенным. При этом сама конструкция – Медведева в президенты, Путина – в премьеры – это важный элемент текущей политики, основа проведения избирательной кампании Медведева, победы его в первом туре, а также сохранения на ближайшие месяцы политической стабильности в элитах. Это сигнал о том, что Путин не станет «хромой уткой», а «кушать» Медведева тоже никому не позволит.
Что же касается дальнейшей перспектив, то еще раз повторю, что окончательное решение будет принято уже после выборов, хотя вероятность того, что Путин станет премьером, действительно достаточно высока. В целом мне кажется, что и выдвижение Медведева, и решение о возможном премьерстве – все это показывает, что Владимир Путин на сегодняшний день не принял окончательного решения по поводу того, уйти или остаться. Эта модель является фактически пролонгацией решения вопроса о преемственности власти на ближайшие год-полтора. В этот период президент Путин и будет принимать окончательное решение по поводу того, как должна дальше развиваться ситуация, какие будут осуществляться институциональные изменения в политической системе и какова будет его личная роль и участие в политике.
Соответственно, именно в течение указанного выше срока, на мой взгляд, мы увидим сценарий постепенной передачи полномочий Медведеву и усиления его в качестве реального, а не только технического президента. Этот процесс будет происходить под защитой премьера Путина.
Второй сценарий может заключаться в том, что если внутриэлитные противоречия будут слишком высоки и будет понятно, что конструкция не работает, то премьерство станет инструментом ускоренного форсированного возвращения Путина на пост президента.
Третий сценарий будет заключаться в том, что если схема будет работать, то постепенно может созреть и внутриэлитный консенсус, и общественное мнение по поводу того, что схему следует институционализировать, то есть, иначе говоря, внести законодательные, возможно конституционные изменения, которые окончательно закроют риски суперпрезидентской республики и монополизации власти в руках одного человека. Система более сбалансированной власти и ее разграничения как между президентом и премьером, так и в общей системе разделения властей, учитывая роль парламента, будет зафиксирована через конституционные изменения.