Константин Затулин, депутат Государственной Думы РФ, директор Института стран СНГ:
В 2007 году важным событием не только в России, но и за рубежом, стало решение вопроса о преемственности курса президента Путина. В этом году в результате выборов в Государственную Думу, в ходе которых список партии «Единая Россия» возглавил президент, стало ясно, что курс Путина и сам он поддерживаются большинством населения страны, что в этом состоит залог беспроблемного решения вопроса о преемственности власти и, соответственно, о стабильности во время переходного периода. Как известно, был выдвинут Дмитрий Медведев и он имеет все шансы стать победителем на предстоящих в 2008 году президентских выборах. Это главное.
До конца не ясным остается распределение полномочий после марта 2008 года между Путиным и Медведевым, хотя и в этот вопрос определенную ясность постарались внести. Речь идет о согласии Путина возглавить правительство в случае избрания Медведева президентом страны. Здесь остается самое важное – понять, как будет действовать механизм сотрудничества между президентом Медведевым и премьером Путиным и какими формальными и неформальными путями будет обеспечиваться фактическая роль национального лидера, которую взял на себя Путин.
Что касается других событий в жизни России, то я бы сказал, что они были не политического свойства, хотя оказали влияние на политику и на общее самочувствие многих граждан России. Речь идет о победе Сочи в соревновании за право стать столицей зимней Олимпиады 2012 года и вытекающих из этого последствиях как имиджевых, так и политических и экономических. Стоит отметить еще одно спортивное событие, которое можно отнести к разряду подарков, который футбольные болельщики получили в результате прохождения России в финальную часть Евро – 2008.
Если говорить о ситуации на пространстве СНГ, которое не безразлично для России и которое никогда не станет для нас безразличным, то здесь я бы отметил несколько важных событий. Нельзя сказать, что 2007 год был во всех отношениях результативным. Но как мне кажется, он заложил основания для того, чтобы в 2008 году были достигнуты знаковые успехи. Прежде всего, речь идет об общей ситуации в образованных на фоне СНГ интеграционных объединениях – ОДКБ, ЕврАзЕС и ШОС. В течение 2007 года каждая из этих организаций укреплялась, и важным с этой точки зрения был саммит в Душанбе. Впервые в ЕврАзЕС руководителем исполнительной структуры стал представитель не российской – казахской стороны, что свидетельствует о желании России разделить ответственность за положение ЕврАзЕС и подтолкнуть партнеров, прежде всего Казахстан, к более активному и искреннему участию в этом. А с другой стороны, в ОДКБ, что мне кажется очень важным, Россия сделала серьезные шаги на встречу партнерам, предложив передавать военную технику безвозмездно или по льготной цене и предложив особенно льготные условия обучения военного персонала. В течение многих лет упреком для России было то, что она скаредничает, что она не отвечает на вызовы США и других стран Запада, которые сегодня взяли на себя труд переориентировать военный истеблишмент бывших советских республик на новые связи с Западом. Эта перчатка была поднята только в конце 2007 года и это дает основания надеяться, что в будущем это направление будет развиваться.
Не произошло прорыва в отношениях с Белоруссией, не произошло продвижений по пути создания Союзного государства, но снят целый ряд вопросов, которые доставляли много головной боли в прошлом. Наконец-то решен вопрос о стабилизационном кредите для Белоруссии. Визит Путина в Беларусь впервые за много лет позволил, как мне кажется, не только проявить уважение к белорусскому партнеру, объяснить ему смысл происходящих в России перемен и перспективу нынешних властей в России. Он снял известный критический настрой, который в последнее время отличал президента Белоруссии во всех случаях, когда дело касалось России.
Что касается Украины, то здесь с переменным успехом продолжается борьба востока с западом, и только под конец года стало ясно, что в гонке за премьерство по результатам досрочных выборов побеждает Юлия Тимошенко. Это ставит Россию перед необходимостью более глубокого отношения к происходящему на Украине, большего внимания к тому, что там происходит и продолжения иными способами и средствами, с учетом всех прежних достижений и ошибок, своей политики по отношению к Украине. Черты этой политики ясны – прагматизм, внимание не только к экономическим, но и гуманитарным вопросам, чего раньше не было. Знаковыми в этом плане были последние заявления МИДа и президента РФ, которые удостоверили, что России в лице ее высших руководителей не все равно, что будет с русским языком, что будет с общей историей, что будет с православной церковью, с теми вопросами, которые долгое время считались исключительно внутренними и недоступными для высших лиц в русско-украинском диалоге. Этот диалог и переговоры шли по каким угодно поводам, в том числе, по поводу флагов и названий Севастополя, по поводу маяков, но не шли по поводу попыток Украины сформировать новое поколение граждан своей страны в духе ненависти к России на основе вольной или сфальсифицированной интерпретации прошлого. Теперь стало ясно, что Россия не будет безучастна к этому, что она будет бороться с этим. Она только начинает эту борьбу, и я очень надеюсь, что эта тенденция – бороться не только за будущее, но и прошлое – осознана верхами нашей страны.
У нас продолжался очень тяжелый переговорный процесс по вопросам, связанным с судьбой непризнанных государств. Эти вопросы обсуждались в контексте подготовки Косово к одностороннему объявлению независимости. В 2007 году этой независимости провозглашено не было, но все понимают, что в конце январе, в феврале подстрекаемые США и Западом косовские албанцы, скорее всего, объявят о независимости, которая тут же будет признана большинством западных государств. Мы сами связали вопрос Косово с вопросом конфликтов на постсоветском пространстве, заявив, что решение косовского вопроса является прецедентным. Поэтому важнейший испытательный вопрос для России – это вопрос о том, будет ли Россия признавать Абхазию и Южную Осетию. По крайней мере, эти два непризнанных государства вскоре после одностороннего признания Косово. Здесь есть «за» и «против», но мне кажется, что те, кто выступает «против» признания со стороны России Абхазии и Южной Осетии, сбрасывают со счетов эффект, который произведет отказ России от признания этих республик не только на страны мира и наших соседей, но и на российский Северный Кавказ. Отказ будет воспринят как слабость и в результате Россия может на долго потерять лицо в кавказской политике.
Я забыл сказать об очень серьезной борьбе не только за европейское направление – Белоруссию, Украину, - но и за азиатское направление. А именно за то, чтобы Россия осталась монопольным транспортером среднеазиатского газа на Запад. Переговоры и решения вокруг разных путей пролегания газопровода Транскаспийского или Прикаспийского в 2007 году носили позитивный характер для интересов России, но в ходе самих переговоров мы почувствовали степень недостаточной надежности наших связей с азиатскими государствами в этом вопросе. Азиатские государства активно разыгрывали западную карту в переговорах с Россией, вели себя примерно так же, как вели себя развивающиеся государства в период борьбы двух систем, то есть извлекали выгоду из своего промежуточного положения. Примерно такую же линию не смогли пока занять некоторые из прикаспийских государств. С этой точки зрения важно, что смена власти в Узбекистане не состоялось и сам позитивный эффект от того, что Узбекистан перешел из одного лагеря в другой, и при этом не был наказан, окажет впечатление на владык Центральной Азии, которые должны будут думать о своем будущем, о том, в какой мере они могут полагаться на слова России и в какой на слова Запада. Конкуренция за Центральную Азию, прежде всего, за ее ресурсы, усиливается и надо понимать, что мы не будем одиноки в своих попытках вести дела в этой бывшей части Советского Союза. А значит, нужно играть абсолютно на всех инструментах, которые нам доступны, включая такие нетрадиционные для Центральной Азии темы, как демократизация, права человека, в том числе русского человека в этих государствах.