Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
К политическим итогам прошедшего года можно отнести ситуацию с определением преемника президента. Безусловно, этот тезис не является новым или ошарашивающим, но, тем не менее, весь прошедший год борьба шла именно вокруг его кандидатуры и вокруг формата определения этой кандидатуры. Когда эта кандидатура была определена, хотя было много недовольных и недоумевающих, все вздохнули с облегчением. Соответственно, главный итог года – это способность правящей верхушки, несмотря на присутствие в ней раскола, выдвинуть кандидатуру преемника.
Второй итог года – продолжение процесса консолидации нашей политической системы, то есть продолжение ее централизации, объединения вокруг единого центра. Таким центром стала партия «Единая Россия», которая во главе с Владимиром Путиным одержала внушительную победу на выборах в Государственную Думу. Это означает в краткосрочной перспективе повышение устойчивости режима. Вкупе с выдвижением преемника государственный строй России начинает напоминать страну народной демократии, условную Польшу советских времен, когда за фиктивной многопартийностью скрывалось правление польских коммунистов. Россия тоже пришла к похожей политической системе. В тактическом смысле этой некий выигрыш, поскольку демонстрируется стабильность внутренней ситуации в стране, что очень важно, потому что всего восемь лет назад Россия начинала с нуля: фактически шла война в Чечне, и перспективы России как государства были крайне нестабильными. Сегодня Россия усилилась, однако не известно, к чему в стратегической перспективе приведет это усиление, потому что наша нынешняя политическая система напоминает поздний Советский Союз, который держался на высоких ценах на нефть и взаимодействии с Европой, которая эту нефть потребляла. Как только цены на нефть упали, Советский Союз испытал такие трудности, что вынужден был прекратить свое существование.
Возникает вопрос, не будет ли этот сценарий повторен в случае с Российской Федерацией, потому что тот проект, который реализован сейчас на российском пространстве, сильно напоминает некую реставрацию Советского Союза на новом витке. Это, условно говоря, неосоветский проект, где существует отсылка к великодержавности, некая попытка вести независимую международную политику, фактически однопартийный политический режим, зажим оппозиции (разумеется, не такой серьезный, как в годы правления коммунистической партии). В конечном итоге в экономическом смысле все это опять упирается в нефтяную составляющую, а это опасно в стратегической перспективе, поскольку наша страна, во-первых, занимает в мировой пищевой пирамиде низкое место, а во-вторых, в случае изменения мировой конъюнктуры, это грозит нашему режиму обрушением.
Такой режим ставит себя в зависимость от внешних сил, которые играют на ценах на мировом рынке. Сейчас цены на нефть растут. Как говорят, это попытка Запада взять побольше с поднимающейся экономики Китая, но неизвестно, не обратит ли Запад внимания и на Россию, на ее имеющиеся слабости. Если Запад, как и в 80-е годы, решится на снижение цен на нефть, то российскому режиму будет плохо. Это, разумеется, не будет означать его падения автоматически, но то, что его позиции могут быть подорваны, - это очевидно.
Соответственно, если сделать окончательный вывод о прошедшем годе, то это тактическая победа власти, тактическая консолидация власти при очень неясных политических перспективах.
Пока что все ждут президентских выборов, на которых у нас должен победить монопольный преемник. Пока царит тишина, не видно, чтобы что-то могло дестабилизировать этот сценарий, хотя теоретически Путин обладает достаточными рычагами, чтобы перевернуть ситуацию. Такое впечатление, что делать это он не намерен. Во всяком случае, никаких признаков этого пока нет. Соответственно, в лице президента наличествует большой фактор неопределенности, потому что все в конечном итоге - так работает наша политическая система – зависит от личной воли правителя, от его готовности к новым кадровым рокировочкам, говоря по-ельцински, загогулинам.
Я думаю, что логика нынешней политической системы диктует консолидацию режима несмотря на то, что внутри правящих группировок вполне возможно будет продолжаться борьба в том стиле, в каком она велась в конце прошлого года. Но думаю, что логика высоких цен на нефть, логика ослабления позиций России на постсоветском пространстве будет заставлять российские правящие элиты консолидироваться вокруг Кремля и правительства. Поэтому я полагаю, что базовый тренд – это все-таки консолидация. А что касается какой-то нестабильности, то возможно нестабильность и будет, но она будет приводить к еще большей консолидации данного режима.