Дмитрий Елькин, директор Нижегородского филиала Института национальной стратегии:
Инициатива обязать по закону регистрировать в качестве СМИ сайты с посещаемостью от 1000 человек в сутки – не более чем повод для ответного заявления Грызлова, в котором лидер «Единой России» выступил в новой для него роли защитника гражданских прав и свобод.
Совершенно очевидно, что в данном случае мы имеем дело с классической политтехнологической двухходовкой, первым актом которой было взбудоражившее общественное мнение выступление «злого следователя» Слуцкера, а вторым – дезавуирующее явно нежизнеспособную инициативу заявление «доброго следователя» Грызлова.
Срок президентских полномочий Владимира Путина истекает, и вместе с ним завершается жизненный цикл созданной им политической системы. История с не нашедшей поддержки у партии власти инициативой сенатора Слуцкера является еще одним (наряду с многими другими) признаком трансформации политической системы – «Единая Россия» пытается найти свою нишу в постпутинской реальности. Надеюсь, ей это не удастся.
Поскольку инициатива сенатора Слуцкера изначально являлась чистейшей воды пиаром, ни о какой практической ее реализации никто не задумывался. Между тем, она не может быть воплощена в жизнь в принципе.
Во-первых, не ясно, каким образом считать посещаемость сайта, если на нем не установлен счетчик. Можно, конечно, посмотреть серверные логи, но это возможно только в рамках проведения следственных действий. Потом необходимо доказать факт наличия ежедневной посещаемости более 1000 человек в суде. Хотел бы я посмотреть на такого рода процесс - как судья внимает рассказам о логах сервера. То есть, принудить сайт к регистрации в качестве СМИ - процедура не самая простая, а сайтов с высокой посещаемостью в Рунете десятки тысяч.
Во-вторых, если владелец сайта не хочет регистрировать его в качестве СМИ, то он этого и не будет делать – какие бы законы на территории РФ ни действовали. Чтобы вывести сайт и весь его контент из-под юрисдикции России, достаточно перенести ресурс на сервер в любом другом государстве, законодательство которого в части регулирования интернета более либерально.