Алексей Макаркин, руководитель аналитического департамента Центра политических технологий:
Российский президент в значительной степени апеллирует к тем странам, которые входят в «семерку». И в этом смысле он несколько необычный глава государства - члена «большой восьмерки». Россия очень серьезно отличается от других стран - членов G8. Если мы посмотрим на ситуацию в мире, то я думаю, что на результаты опроса во многом повлияли события, связанные с провозглашением независимости Косова и очень разными оценками этого события в различных странах.
В странах «большой семерки» в основном провозглашение независимости Косова расценивается положительно. Там население говорит о том, что косовары имеют право на самоопределение, что они являются пострадавшей стороной в конфликте на Балканах, который и привел к провозглашению независимости, что в отношении них проводились этнические чистки, что в этой ситуации вмешательство международного сообщества является фактом позитивным. За пределами «семерки» очень многие наоборот настроены весьма негативно. Они считают, что создан опасный прецедент, что нарушено международное право, что завтра это могут сделать с другой страной, которую обвинят в нарушении прав человека, этнических чистках или в каких-то еще грехах. Отношение разное, и я думаю, что позиция России по этому вопросу встречает значительно большее понимание за пределами «семерки». С этим, я думаю, во многом связаны результаты опроса.
То, что жители 30 стран выставили Путину низкую оценку по теме демократии и правам человека, объясняется тем, что Россия является членом Совета Европы, Россия является членом «большой восьмерки», и к ней другие требования, чем к странам, которые не входят или в СЕ, или в элитный неформальный клуб. Если мы возьмем какую-нибудь африканскую страну, в которой относительно свободные президентские выборы прошли только в самое последнее время, то к ней требования одни. К России требования другие.