Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Каждый из кандидатов может быть доволен итогами выборов. Медведев получил процент достаточно приличный, но не чрезмерный. Видимо, окончательный результат его будет меньше путинского, хотя видно, что кураторы выборного процесса позаботились о том, чтобы за Медведева проголосовало чуть больше половины от общего числа электората, а не только пришедших на выборы.
Зюганов, который никогда не стремился к политической победе, а стремился исключительно к тому, чтобы монополизировать нишу левой оппозиции, добился своего: получил процент, который превышает результаты КПРФ и результаты Харитонова на предшествующих выборах. Можно говорить о том, что левая оппозиция будет парализована еще несколько нет и, видимо, до тех пор, пока у Зюганова просто не хватит физического здоровья.
Жириновский взял несколько меньше, чем можно было ожидать, но, что называется, вышел из этой ситуации без потерь для своего масштабного политического бизнеса.
Богданов, который до этого был человеком, не известным никому и никак, с этого момента может считаться человеком известным, потому что волей-неволей он прозвучал, и это благоприятно скажется на его профессиональных политтехнологических занятиях. Вполне вероятно, что благосклонность Администрации президента он сохранит и при новом, возможно, несколько обновленном, ее составе.
Можно выделить два крупных блока проблем, с которыми столкнется Медведев. Первый: экономические. Это инфляция и очень серьезный рост цен, который предстоит в мае после «разморозки» и с которым нынешние экономические власти в рамках данного социально-экономического курса фактически ничего не могут сделать. Главными факторами роста цен являются, во первых, мировые продовольственные рынки (критическую зависимость от импорта нельзя преодолеть так просто и так быстро, и главное, для этого ничего не делается) и, во-вторых, цены на газ, электроэнергию, услуги ЖКХ (здесь имеет место не подлежащая пересмотру политика по повышению тарифов). Поэтому власть стала заложником повышения роста цен, как следствие - снижения роста уровня жизни населения. Одновременно инфляция, кризис государственной системы регулирования экономики, кризис ликвидности, проблемы в банковском секторе. Все эти вещи, безусловно, будут беспокоить любое нынешнее российское правительство в ближайшее время.
Второй блок проблем – вопросы, связанные с элитно-административным балансом. Период с 3 марта до дня инаугурации Медведева обречен быть периодом междуцарствия. Я не сомневаюсь в том, что правящая верхушка осознает все риски и сложности этого процесса. Поэтому вполне вероятно, что Путин позаботится о том, чтобы не произошло никакой дестабилизации, никакого нарушения внутриэлитного договора. Возможно, для того, чтобы этого избежать, будет сформирован и заявлен новый состав правительства, который Путин передаст своему преемнику в качестве зримого политического завещания, наследства.
Пока Медведеву придется на ближайшие месяцы смириться с ролью младшего партнера, видимо, ролью, которая ему уже не нравится и очень быстро начнет его тяготить. А история того, как он будет избавляться от этой роли, начнется после инаугурации.