Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
Каждый из кандидатов одержал победу, поскольку очевидно, что трое из участников выборов и не рассчитывали на то, что они станут президентами.
Победа у каждого своя. С Медведевым все понятно – он стал президентом. Зюганов победил, поскольку он занял второе место. Для него это было принципиально важно, особенно в условиях, когда внутри КПРФ не все спокойно. Поэтому если бы он оказался на третьем месте, то внутрипартийные конфликты только бы усилились. Тогда Зюганову пришлось бы думать о подборе преемника. Теперь этот вопрос исчерпан, и Зюганов снова подтвердил, что он является самым популярным политиком левого толка.
Жириновский набрал на президентских выборах больше, чем на выборах в Госдуму, и тем самым консолидировал свой электорат.
Богданова тоже можно считать победителем. Его знать никто не знал. Теперь он оказался в бюллетене, и одно это позволило ему повысить свою узнаваемость. Для него это было главным.
Я полагаю, что в этот раз федеральный центр не спускал специального плана по поводу того, чтобы дать те или иные параметры явки. Но, тем не менее, на региональном уровне чиновники, несмотря на отсутствие разнарядок, перестарались. Насколько я знаю, не только в регионах, но и у нас в Москве явка вызывает сомнение. Я знаю многих людей, которые обычно ходили на выборы, но в этот раз в выборах участвовать не захотели. В Москве явка почему-то составила 60 с лишним процентов, что весьма и весьма странно.
Чиновники, видимо, подумали: «Раз вы не спускаете нам сверху план, то мы сами себе его установим». В результате они опять перестарались и во многом дискредитировали результаты, которые были бы достаточно объективными, если бы не их усердие. Понятно, что каждый из них старался доказать будущему президенту, что он контролирует ситуацию в своем регионе, что он популярен. Особенно это было заметно по Лужкову, над которым давно уже сгустились тучи. Не секрет, что если не в этом году, то, по крайней мере, в начале следующего, Юрию Михайловичу придется отправиться на отдых.
С этой точки зрения легитимность выборов вызывает заслуженные сомнения у тех, кто внимательно за следил процессом. Могли бы и не напрягаться, и итог был бы почти таким же. Но наши ретивые чиновники всегда портят общую картину.
Перед президентом Медведевым встанет много проблем. Он об этом и сам говорил. Это, во-первых, кадровые проблемы: формирование правительства, формирование администрации президента. Второй этап: проблемы институтов, о чем он говорил в Красноярске. Медведев как человек умный и владеющий информацией прекрасно осознает, что с такими институтами государственной власти, с тем уровнем коррупции, которая существует внутри этих институтов, говорить о каких-либо реформах смешно и невозможно. Все разворуют, растащат, и в итоге никаких реформ не будет.
Я думаю, что он серьезно намерен заняться модернизацией страны и может пойти по пути отвинчивания гаек. Полагаю, что только в условиях более демократичного общества (например, независимость СМИ, которые позволят ему иметь обратный канал информации о том, как проходят реформы на самом деле) Медведев сможет решить те проблемы, о которых он говорил в своем выступлении в Красноярске.
Я надеюсь, что он осознает всю остроту этой проблемы, особенно проблемы государственной власти. И, наверное, только в условиях гласности, в которые, как я полагаю, он собирается вернуться, можно будет проводить какие-то реформы.
Если говорить о текущих проблемах, то одна из главных здесь – саммит «большой восьмерки», который пройдет в Японии летом этого года. Это будут первые его смотрины на столь высоком уровне. Вопрос тут достаточно любопытный: поедет ли он туда один или они поедут вдвоем с Путиным. Дело в том, что форматы саммитов бывают разными, и иногда бывают саммиты, когда приезжают первые лица государства и премьеры. Это будет первый тест на то, чтобы понять, насколько самостоятелен Дмитрий Анатольевич как президент.
Я думаю, что он все-таки поедет туда один и тем самым продемонстрирует всему миру, что президент теперь он и он сам решает проблемы, которые находятся в рамках его полномочий.