Максим Жаров, политолог:
Состоявшиеся в России 2 марта президентские выборы были открытыми, честными и демократичными. Четыре кандидата, баллотировавшихся на пост президента России в 2008 году, представляли наиболее популярные на сегодня среди российских избирателей пути развития страны. Отсутствие в бюллетене для голосования т.н. «антисистемных» кандидатов (Касьянов, Каспаров, Буковский и т.п.) представляется явлением совершенно закономерным и типичным не только для России, но и для всех других стран, в которых глава государства избирается прямым, всеобщим и тайным голосованием избирателей. Ни в одной стране мира кандидат в президенты не декларирует в качестве своей основной задачи ослабление или дезинтеграцию государства, главой которого он намерен стать.
В наблюдении за процедурой проведения президентских выборов в России участвовали как российские, так и иностранные наблюдатели, у большинства из которых не возникло сомнений в открытости и демократичности процедуры выборов и подсчета голосов. Выявленные наблюдателями нарушения в ходе проведения выборов, признанные Центризбиркомом России, не повлияли на окончательный результат голосования. Кроме того, стоит добавить, что большинство нарушений на выборах, о которых упоминают представители «антисистемной» оппозиции, представляют собой «фейк-фальсификации», специально созданные для тиражирования в СМИ с целью дискредитации итогов голосования и делегитимизации выборов.
Без интриги не обходится ни одна президентская кампания в России. Достаточно сказать, что впервые в новейшей истории России президент нашей страны уходит со своего поста на пике своей популярности. В России очень трудно расстаются со своими кумирами. В связи с этим возникал вопрос: насколько избиратель готов к появлению во главе страны нового человека, готового продолжить начатое Владимиром Путиным дело возрождения страны? Убедительная победа Дмитрия Медведева на этих выборах свидетельствует о том, что избиратель готов оказать доверие и новому президенту. И в самое ближайшее время Медведеву придется доказывать на деле, что такое высокое доверие к нему российского избирателя не случайно, и что он будет не менее достойным главой государства, чем Владимир Путин.
Другая интрига этих выборов состояла в том, что результаты их должны были показать, насколько исчерпан электоральный ресурс «старых» российских политиков вроде Зюганова или Жириновского. Второе место лидера КПРФ по результатам состоявшихся выборов показывает, что Геннадий Зюганов все еще может претендовать на роль лидера компартии, однако сама эта партия должна наконец-таки радикально обновиться и далее идти в ногу со временем. Этот результат – последний аванс, данный избирателем Зюганову и КПРФ, чтобы отстоять право компартии на монопольное владение социал-демократической нишей.
Совсем другое положение после мартовских выборов у Владимира Жириновского. Третье место лидера ЛДПР означает, что политическая клоунада Жириновского ушла в прошлое. А ведь по пятам за Жириновским следует политик новой формации, лидер ДПР Андрей Богданов, четвертое место которого позволяет ему не только претендовать на роль главного объединителя на либерально-демократическом фланге, но и успешно оттеснять лидера ЛДПР с первого места в жанре лучшего политического шоумена.
Первая и самая главная проблема, с которой в ближайшие месяцы придется столкнуться новому президенту – это поддержание кадрового баланса, необходимого для эффективной и бесперебойной работы государственного аппарата. Приход нового человека на пост главы государства всегда сопровождается тектоническими сдвигами в госаппарате и политических структурах. Непосредственно до и после выборов участились попытки оказания медийного давления на Медведева и Путина со стороны некоторых политических сил с целью пролоббировать назначение своих кандидатов в администрацию Медведева. Владимир Путин никогда такому давлению подвержен не был. Посмотрим, как в этом отношении поведет себя Медведев.
Вторая задача, которую ускоренными темпами придется решать Медведеву – это установление личных отношений с главами ведущих мировых держав. Кризисные явления в мировой политике нарастают, поэтому новому президенту придется практически сразу после инаугурации вплотную заняться выработкой того внешнеполитического курса своей администрации, который позволит России и далее быть влиятельной мировой державой, выступающей в качестве «дирижера» мировой политики сразу в нескольких ключевых для России регионах мира.