Сергей Шаргунов, писатель, руководитель движения «УРА!»:
У меня отношение к происходящему с пензенскими затворниками двойственное. Здесь, на мой взгляд, столкнулись две темы: тема свободы личности и тема безопасности личности. Все-таки, как известно, государство должно останавливать самоубийц, и даже эвтаназия в Российской Федерации запрещена.
Конечно, это личное дело человека, где он намерен пребывать – в канаве или замуровать себя в склеп. Но загвоздка в том, что с ними находились дети. И в данном случае задачей государства было вызволить детей.
Есть люди, которые готовы отморозить назло государству себе все что угодно, включая мозги, и говорить о том, что эти затворники чуть ли не национальные герои именно потому, что они ушли под землю и против них ополчились менты и чиновники. Я к таким апологетам затворников не отношусь, поскольку, как известно, двое людей там умерло и, как известно, там находились дети. Мы знаем, что в пещере произошел оползень, и все находившиеся там могли погибнуть. Представители государства обязаны, например, спасать человека, прыгнувшего с моста в реку, или человека, который хочет спрыгнуть с крыши. В принципе, это та же самая ситуация, только вдобавок представьте, что этот человек еще и прижимает к себе несмышленого малыша.
Но дальше начинается другая история. Нужно ли требовать уголовной ответственности в отношении этих людей? Я бы их помиловал, потому что тропы религии достаточно причудливы и грани веры иногда блещут так ослепительно, что человек теряет зрение и так называемый здравый смысл. Я бы здесь избежал и карательной психиатрии. Почему-то мне кажется, что в большинстве своем эти затворники вполне миролюбивые люди, которые могли бы заниматься сельским хозяйством, возделывать огороды и жить своей жизнью. Это та самая ситуация, когда государство спасает человека, прыгнувшего в реку, но дальше его вовсе не нужно тащить в тюрьму. Я думаю, что здесь нужно даже проявить снисхождение к тем матерям, которые спустились под землю со своими детьми. То есть, государство должно противодействовать злу, но оно не должно его умножать. Разлучать мать с ребенком и коверкать судьбы этих так странно верующих людей было бы несправедливо.
Я с почтением отношусь а архиепископу Пензенскому и Кузнецкому Филарету. Думаю, что его слова могли отчасти переврать, и думаю, что в данном случае он рассуждал в русле инфернального заговора, то есть того, что происшедшее – это, как говорят верующие люди, искушение. И скорее здесь нужно винить демонов, а не какие-то иностранные разведки или общественные организации. Если бы это прозвучало из уст какого-нибудь экзотического представителя ЛДПР, можно было бы только посмеяться. А в случае с архиепископом Филаретом я не исключаю, что подобное заявление связано еще и с тем, что пензенские верхи переживают по поводу того, что репутация региона приобрела негативный окрас в том числе в глазах федерального центра. И, конечно, здесь нужно чем-то отвечать, и ответы эти зачастую звучат вот так комично.
Нужно кого-то обвинить, и в таких обвинениях, к сожалению, логика первых лиц губернии странным образом сближается с логикой затворников. Одни ждут немедленного апокалипсиса и прячутся под землю, а другие думают, что во всем виноваты иностранные спецслужбы. Чуть ли не марсиане загнали этих людей под землю. В итоге абсурд соревнуется с абсурдом.