Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
Решение Путина стать председателем «Единой России» напрашивалось давно. В каком-то смысле уже после того, как он возглавил список партии на выборах, было понятно, что лидерство в партии после ухода с поста президента будет одной из основ его политических позиций. После того, как он согласился возглавить правительство, стало, на мой взгляд, более понятно и то, в чем общая внутренняя логика Путина. То есть, после ухода с поста президента для него наиболее принципиальным личностным, управлеченским и политическим вызовом стала именно вот эта стратегия качественной модернизации страны.
Этот личный вызов он для себя принял и хочет эту стратегию реализовать. Для этого нужны инструменты и рычаги. С одной стороны, на посту главы правительства он получает административный, бюрократический, управленческий рычаг, а с другой стороны, рычаг для взаимодействия с элитой, обществом - рычаг партийный, - который позволяет ему оставаться де-факто главным публичным политиком страны.
Мы увидели, что эту конструкцию Путин для себя достроил. Опираясь на нее, он будет реализовывать свою стратегию. В каком-то смысле эта двойная схема – председатель правительства плюс председатель партии – институциализировала тот самый статус лидера национального развития, который существовал в период выборов в качестве лозунга. Сейчас он обрел институциональную форму. Национальное развитие – это для Путина и есть реализация стратегии «2020». Вокруг этой точки все и сходится.
Сегодня мы увидели завершение дискуссии, которая велась весь последний год. Дискуссия в руководстве страны и высшем политическом истеблишменте велась по поводу, скажем так, оптимальных параметров партизации политической системы. В рамках этой дискуссии ключевым вопросом был в том числе вопрос и о том, должен ли у нас быть партийный президент. Сегодня Медведев заявил о том, что он как президент предпочитает оставаться надпартийным и считает это правильным, а Путин согласился с этим и подчеркнул еще раз, что сегодняшнее решение вступит в силу только после того, как он покинет пост главы государства. Таким образом, дискуссию об оптимальных параметрах и пределах партизации политической системы на данном этапе развития страны можно считать завершенной. То есть, точка зрения, которая оказалась преобладающей и которая победила, заключается в том, что глава государства должен оставаться надпартийной фигурой.