Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
Изменения во внешней и внутренней политике не будет одномоментными. Эти изменения будут происходить по мере того, как новый президент будет входить в курс дела. Пока изменений ожидать не приходится, во всяком случае, совсем уж резких. Новый президент будет входить в курс дела, соответственно, ему будет помогать Владимир Путин, который сохранит значительную власть. Уже сам факт того, что Путин остается во власти и занимает пост премьер-министра и лидера «Единой России», свидетельствует о том, что серьезных перемен в российской политике не будет.
Поэтому мне кажется, что по мере того, как Дмитрий Медведев будет укреплять сою власть, по мере того, как его влияние будет усиливаться, будет происходить и изменение российского политического курса. Пока можно ожидать лишь перехода российских властей от риторики суверенной демократии, от необходимой оборонительной риторики, которая была до сих пор, к риторике либеральных ценностей, риторике ценностной общности с Западом и вместе с тем риторике, которая будет подчеркивать, что Россия, хотя и является частью Запада и полностью разделяет западные ценности, тем не менее, еще не достаточно созрела для того, чтобы эти ценности принять окончательно. То есть, мне кажется, что на первых порах изменения будут носить риторический характер. Политика будет проводиться та же, а вот ее обоснование, ее риторическая обертка, идеологическое оформление будут немного другими.
Ведущие мировые державы готовы к сотрудничеству с Дмитрием Медведевым. Ангела Меркель уже приветствовала его приход к власти и заявила, что готова с ним сотрудничать. В общем и целом я думаю, что мировые державы сделают ставку на то, чтобы, во-первых, разобраться, кто же действительно принимает решения в российской политике, - Владимир Путин или Дмитрий Медведев, за кем остается последнее слово. Во-вторых, мировые державы, особенно США, могут попробовать сыграть таким образом, чтобы добиться от России однозначного ответа на вопрос, кто принимает окончательное решение и кто является действительно верховным руководителем Российской Федерации. Точно так же действовали США в свое время и в ситуации с Китаем, когда Цзянь Цзэминь покинул посты генерального секретаря ЦК КПК и председателя КНР, оставив за собой пост верховного главнокомандующего, и на эти посты пришел Ху Цзиньтао. Тогда США активно задавали вопросы о том, кто же принимает решения в Китае, и в конце концов это привело к тому, что Цзянь Цзэминь был вынужден покинуть свой последний официальный пост и вся власть оказалась сосредоточена в руках у Ху Цзиньтао.
Вполне возможно, что некий подобный сценарий будет разыгран и в случае с Россией, потому что когда есть два равновеликих политика, обладающих значительной властью и значительным влиянием, для внешних центров силы будет важно узнать, кто из них главнее. Думаю, что этим державы в ближайшее время и займутся.