Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
Ничего качественно нового и радикального не произошло. Курс правительства остается прежним, собственно, таким, каким был курс всей исполнительной власти России на протяжении восьми лет. Важнейшим для этого правительства остается поддержание статус-кво и завершение определенных реформ, в первую очередь, смены типа социальной системы в России, о чем неоднократно говорилось. То есть, переход от советской социальной системы, при которой граждане субсидируются государством и предприятиями, к постсоветской, при которой каждый гражданин платит полную рыночную цену за социальные услуги, и механизмы государственного либо корпоративного субсидирования отсутствуют. Неслучайно один из ключевых идеологов этих реформ Игорь Шувалов стал первым вице-премьером и фактически идеологом правительства.
Де-факто правительство будет состоять из двух кабинетов министров. Первый кабинет будет заниматься кризисными проблемами и реформами. Его будут возглавлять Игорь Шувалов как идеолог и Виктор Зубков как технический исполнитель. Второй кабинет будет состоять из Владимира Путина и его нового заместителя Игоря Сечина. Эти чиновники будут заниматься большими бизнес-проектами, в первую очередь, в области энергетики: газопроводами «Северный» и «Южный поток», продажей «Сургутнефтегаза» и т.д. Но в целом никаких революционных изменений от этого правительства ждать не приходится. Оно действительно является преемственным по отношению к предыдущим кабинетам Фрадкова и Збукова как по кадровому составу, так и по идеологии.
Перевод в Совет безопасности - это почетная предпенсионная должность, перемещение на которую, впрочем, едва ли стало для Николая Патрушева катастрофой. Покинуть пост директора ФСБ он собирался еще более двух лет назад, и задержка с принятием соответствующего кадрового решения была вызвана отсутствием компромиссной кандидатуры преемника Патрушева. Сам Патрушев как раз был вполне удовлетворен кандидатурой Александра Бортникова, однако были и другие влиятельные кандидаты. Сегодня можно констатировать, что назначение Бортникова свидетельствует о том, что революции и зачисток в системе ФСБ не будет. Во всяком случае пока. Обеспечена преемственность кадровая и концептуальная преемственность по отношению к тому, что происходило в ФСБ последние 10 лет.
Увеличение заместителей председателя правительства связано, во-первых, с необходимостью делегировать им ряд обязанностей и ответственность, решение ряда вопросов, которыми не хочет и не может заниматься лично Владимир Путин. Во-вторых, это связано с необходимостью трудоустройства ряда «хороших» людей, что всегда в отечественной кадровой политике было важным, если не определяющим фактором.