Борис Межуев, заместитель главного редактора и руководитель отдела политики сетевого издания «Русский журнал»:
Главный принцип, по которому действовал Медведев, формируя администрацию, - это не столько даже персональные качества людей, сколько некое согласование интересов. Глава администрации Нарышкин - человек способный в административном плане. Так все считают. Он представляет собой определенную группу, он близок к «силовикам» и сам является представителем «силовой» корпорации. То же самое можно сказать и о других людях.
Все это очень сильно напоминает, как Путин в свое время формировал собственную администрацию, особенно в первый срок. Тогда там оказались представители разных групп, кто-то в большей степени был связан лично с Путиным, кто-то в меньшей, но главным был принцип согласования интересов.
Понятно, что Сурков как человек способный, игравший центральную роль в управлении внутриполитическими процессами в конце путинского правления, выходит на первый план (точнее на второй план, но на втором плане на первый). Он утвержден, но пока трудно сказать, увеличивается его значение или уменьшается, так как непонятно само значение администрации внутри системы власти. Но значение Суркова подчеркивается утверждением первым замом.
Ясно, что сохраняют свои должности люди, тесно связанные с Путиным. В первую очередь, Громов. Появляются и фигуры, в большей степени связанные с Медведевым, но пока на вторых ролях. Это пресс-секретарь Тимакова, помощник Чуйченко и т.д.
Я не думаю, что это имеет центральное значение. Как мне кажется, нет фигур, способных дублировать министерские органы, что является положительным моментом. Каково бы ни было отношение ко всей ситуации, это является главным позитивным моментом всей нынешней реформы власти, потому что в результате дублирование министерских и правительственных структур сойдет на нет. Внутри правительства обнажается та структура, которая существовала внутри президентской власти, она становится видна обществу. Администрация традиционно была закрытым институтом. Сейчас многие люди из администрации попали в правительство, и им уже трудно сохранить эту закрытость. Тем не менее, сохраняется главная специфика момента – некий консенсус между определенной частью силовой корпорации и определенной частью либерально-экономической группы. Происходит притирка.
Я надеюсь, что эта притирка между двумя корпорациями произойдет не за счет общества. Это очень важно. Общество должно обрести свои интересы и искренних лидеров, которые эти интересы выражают. Такие люди, безусловно, есть в США. Например, это Ральф Нейдер, это Барак Обама. В России, к сожалению, нет общественных лидеров. Те люди, которые претендовали на это, не могут быть ими по целому ряду причин. Российское общество разделено между клиентелой бизнеса и клиентелой силовиков. Конечно, сейчас мы видим, как происходит какая-то притирка. Это хороший фактор, естественный, но третьей составляющей - общества - пока нет.
Между тем, Дмитрий Медведев реализует какие-то надежды, с ним связанные, касающиеся именно включенности общества в каких-то формах в политический процесс. В частности, вчера новый президент подписал указ о поддержке малого бизнеса.