Павел Святенков, политолог, член правления фонда «Институт развития»:
Если говорить о политических выгодах для России от признания ею Абхазии и Южной Осетии, то, прежде всего, это стабилизация ситуации на Кавказе, хотя бы на уровне дипломатии и аргументации. Если бы Россия исходила даже на уровне теории или риторики из территориальной целостности Грузии, то ее можно было бы легко выдавить из Южной Осетии и Абхазии. Поскольку эти две республики являются грузинской территорией, то, естественно, пребывание российских войск там зависит от позиции грузинского руководства, каковое к России и российским войскам относится крайне негативно. Соответственно, все попытки России удержать миротворческий контингент на территории этих непризнанных государств были бы тщетны, потому что Грузия бы их подавила и не было бы никакой дипломатической аргументации для того, чтобы объяснить, что, собственно, делают там наши войска.
Признание обеих республик в корне меняет ситуацию, потому что Россия теперь может заключить с ними договоры о пребывании на их территории военных баз, договоры о дружбе и т.д. С позиции России уже можно действовать на этих территориях, и аргументация Грузии и всего так называемого международного сообщества о территориальной целостности работать не будет. Это главный итог признания Южной Осетии и Абхазии. То есть, во-первых, Россия продемонстрировала, что теперь оба эти государства находятся в зоне ее влияния. Во-вторых, разрушена логика территориальной целостности Грузии, которая играла на руку Саакашвили, но отнюдь не Москве.
Что касается позиции Совета безопасности ООН по этому вопросу, то он не может прийти к однозначному решению. Прежде всего потому, что в нем представлены разные государства, которые имеют диаметрально противоположные позиции по абхазскому и осетинскому вопросу. Напомню, что в соответствии с уставом ООН великие державы, которых, как известно, ровно пять, имеют право наложить вето на любое решение СБ. В сегодняшней ситуации в СБ сталкиваются интересы двух сторон, когда с одной стороны Россия, а с другой – США, Франция и Англия. Они имеют разные позиции и могут заблокировать любые решения СБ и парализовать его работу. Что и происходит.