Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
За минувшие 3-4 года у России с Узбекистаном и со всем центрально-азиатским регионом наметились благоприятные тенденции сотрудничества, особенно послей событий в Андижане. Но в последний год в отношениях была заметна явная пробуксовка. Все обозреватели это отмечали, но поскольку Узбекистан достаточно закрытая страна, то причины этого были неочевидны.
Конечно, желание Узбекистана выйти из ЕврАзЭС можно списать отчасти на активность США, которые заинтересованы в ослаблении влияния России в центрально-азиатском регионе, но одной этой причины недостаточно. Поэтому я думаю, что Узбекистан сегодня предпочитает занимать выжидательную позицию, учитывая переконфигурацию политических сил в мире, новое руководство США, реализацию новых крупных нефтегазовых проектов в регионе. На все это наложилась нестабильность, связанная с нефтегазовыми потоками из Центральной Азии, а также с событиями на Кавказе. Есть и достаточно существенная проблема Китая, который играет все большую роль в регионе. Однако, на мой взгляд, подача заявки на выход из ЕврАзЭС - это еще не есть окончательная переориентация Узбекистана на другие центры влияния.
С моей точки зрения, это первый тревожный звонок для России, которой нужно обратить внимание на свои геополитические позиции в регионе. Поскольку для России еще большее значение имеет политика Казахстана, особенно в случае ухода Назарбаева, что рано или поздно произойдет, то нам очень важно сохранить влияние в Казахстане. Если Россия сохранит его, то не потеряет полностью и Узбекистан, который, тем не менее, предпочитает сегодня занимать все более нейтральную выжидательную позицию. Это говорит о том, что российские власти явно недостаточно уделяли внимания этому региону, который для России имеет значение даже большее, чем Кавказ и Закавказье. Это признаки того, что наша внешняя политика нуждается в серьезных переменах и выработке новой стратегии.
Весьма вероятно, что другие страны - участницы ЕврАзЭС захотят покинуть организацию, но опять-таки я не думаю, что они уйдут совсем. Скорее речь может идти о том, что роль организации, ее влияние будут постепенно снижаться на наиболее важных для России направлениях.
Вряд ли в ближайшие годы другие государства из числа бывших республик СССР эту организацию покинут, я имею в виду, прежде всего, тот же Казахстан. Однако после ухода Назарбаева это вполне возможно, и поэтому здесь нужны какие-то очень серьезные превентивные меры, чтобы предотвратить подобное развитие событий.