Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»:
Решение Узбекистана выйти из ЕврАзЭС является отражением тех процессов, которые идут с августа, - процессов фактического распада СНГ, процессов резкого роста автономизации внешнего политического курса многих стран СНГ. Безусловно, Узбекистан воспользовался международной изоляцией России для наведения мостов с западными партнерами, которые были сожжены после событий в Андижане.
Выход Узбекистана из ЕврАзЭС нанесет оставшимся членам организации ущерб, поскольку это так или иначе разрушает представления об общих геополитических, экономических интересах постсоветских стран. В то же время интеграционные образования - и СНГ, и ЕврАзЭС - являются достаточно фантомными, поэтому говорить об ущербе им не приходится, поскольку это во многом виртуальные величины.
Что касается выхода из ЕврАзЭС других стран-участниц, то гипотетически это возможно, но особой мотивации к этому нет. Узбекистану просто было важно дать сигнал. Опять же это не так важно, поскольку все эти интеграционные организации существуют скорее на бумаге.
Наверное, возвращение Узбекистана в ЕврАзЭС возможно, но Ташкент принял довольно серьезное решение, к которому он готовился и которое надо разменивать на какие-то серьезные уступки. Вопрос в том, есть ли смысл делать эти уступки.