Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
Если рассматривать 2008 год с точки зрения взаимоотношений общества и власти, то он во многом мне напоминает взаимоотношения семейной пары, у которой начинается охлаждение после периода любви. То есть народ стал сомневаться в том, что власть действительно о нем заботится, а власть начинает побаиваться свой собственный народ. Это заметно было во второй половине года, особенно когда разговоры о финансовом кризисе воплотились в реальность, когда кризис обрел форму экономического кризиса с социально-политическими последствиями.
Пожалуй впервые за восемь лет люди вышли с политическими требованиями в массовом порядке. Я в первую очередь имею в виду то, что произошло в Приморье. Там звучали требования отставки правительства, но даже не столько правительства, сколько Путина, требования возвращения выборности губернаторов и прочие вещи. За этот год взаимоотношения общества и власти обрели кризисный жанр, и дальнейшее развитие этих отношений будет определяться тем, как власти будут себя вести, как будут освещаться события, происходящие в регионах. Это важно, поскольку те люди, которые протестовали в Приморском крае против повышения таможенных пошлин на иномарки, были очень серьезно обижены тем, что наши официальные телеканалы исказили информацию о тех событиях, которые там были. Принципиально важно и то, что приморские власти буквально на следующий день поддержали требования митингующих и в этом смысле начинает проявляться новизна. Понятно, что у власти в Приморье «Единая Россия» и получается так, что местные «единороссы» выступают против тех вещей, которые принимает лидер партии Владимир Путин в Москве. Эта тенденция только-только начинает проявляться и от того, как власть будет себя вести, насколько адекватно она будет реагировать на то, что происходит и будет происходить во время возможных массовых выступлений в следующем году, будет зависеть и характер взаимоотношений. Это может быть жанр мелодрамы, то есть вроде бы уважение друг к другу есть, но любви особой нет. Могут быть и другие жанры этих отношений, в том числе и драматические. Хорошо бы, чтобы они не приняли жанр ужасов.
Если говорить о главных событиях, то я бы отметил выборы президента, формирование новой системы власти в нашей стране, образование так называемого тандема как системообразующего элемента власти. Сюда же попадает все, что связано с событиями на Северном Кавказе и все сопутствующие вещи, в том числе охлаждение взаимоотношений с Западом, с США. Ну и понятное дело экономический кризис, который, несмотря на то, что, как иногда утверждают наши политики, занесен нам оттуда, безусловно, имеет и нашу российскую природу.
Долгое время власть и представляющий ее Владимир Путин находились в весьма комфортных условиях. Теперь Путину и Медведеву в том числе в следующем году придется доказать, насколько они эффективны как менеджеры именно в кризисной ситуации. Особенно это касается Путина, который должен показать, является ли он кризисным менеджером или нет. Это важный вопрос, ответ на который мы можем получить в течение 2009 года. Еще один вопрос заключается в том, насколько власть способна адекватно реагировать на те вызовы, которые сейчас поет экономический кризис, и на те плюсы, которые он тоже дает. Кризис начался внезапно и также внезапно он может завершиться. Успеет ли наше правительство, которое отвечает за экономическую ситуацию в стране, ухватится за последний вагон и вскочить в уходящий поезд нового экономического прогресса или мы так и останемся на перроне и поедем на дрезине? В данном случае многое будет определяться личностью Владимира Путина и тем, сможет ли он проявить себя как кризисный менеджер.