Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии:
Совместная декларация Украины и Евросоюза о модернизации газотранспортной системы Украины, безусловно, ущемляет наши интересы. Это очевидно. Сложно себе представить ситуацию, когда стороны обсуждают вопросы, связанные с транспортировкой газа, и не приглашают на обсуждение ту сторону, которая осуществляет поставку. Все это странно.
Меня удивила позиция Тимошенко. Вроде бы в последнее время она склонялась к более конструктивному диалогу с нашим правительством, с Владимиром Путиным и вот сейчас мы видим какое-то взбрыкивание. Я думаю, что это может быть связано со временем года (весна на некоторых людей и политиков, в том числе действует достаточно негативно, как и осень). Но тем не менее это вызвало удивление даже у западных партнеров. Даже комиссар, который занимался от Евросоюза подписанием, потом понял, что он попался на какие-то уловки, которые могут быть неприятны для нас, и попытался подправить положение. Я думаю, что наша позиция здесь достаточно внятно и четко была продемонстрирована президентом, когда он предложил отменить предстоящую встречу двух премьеров, которая была посвящена выделению кредитов для Украины. Поэтому я думаю, что все закончится полюбовно, но хорошего от этого мало.
Я не думаю, что Россия в этом случае попытается давить на Украину при помощи поднятия цен за газ, поскольку сейчас пересмотр цен был бы совершенно избыточным. Поэтому ценовая политика останется у нас прежней. Но надо учитывать тот факт, что на Украине сейчас очень сложная внутриполитическая обстановка. Вспомним эпизод, который транслировался из Брюсселя в ходе подписания декларации: Ющенко и Тимошенко, которые достаточно прохладно относятся друг к другу, достигли в этом вопросе обоюдного согласия, и это было заметно по тому, как они смотрелись. Поэтому, наверное, надо учитывать и выборы президента Украины. Понятное дело, что мы должны выработать более четкую и понятную, прежде всего, для себя политику относительно Украины и нашей роли в ходе предстоящей избирательной кампании и дележа власти, который там состоится.
Я думаю, что вряд ли проект увеличения пропускной способности украинской ГТС станет альтернативой проектам «Южный поток» и «Северный поток», поскольку здесь возникает достаточно много технических сложностей. Организовать увеличение пропускной способности не так просто как кажется. Тем более это все строилось в советское время, и тогдашние наши инженеры не предполагали, что нефтепровод Уренгой-Помары-Ужгород придется делить между Россией и Украиной. К тому же я думаю, что Украине и Евросоюзу сейчас будет не до вложения средств в увеличение пропускной способности украинской ГТС. Хотя в целом стратегия очевидна и понятна. Она направлена на то, чтобы в значительной степени снять энергозависимость Европы от России. И все же я думаю, что проектам «Южный поток» и «Северный поток» ничего не угрожает. Их реализация во многом зависит от доброй воли, прежде всего, России и тех стран, через который он пройдет: Германия, Болгария и т.д.