Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Законодательная инициатива Медведева, призванная изменить механизм назначения председателя Конституционного суда, достаточно странная и опасная. Это связано не с тем, на что обращают внимание комментаторы, а именно - не с назначением председателя Конституционного суда Советом Федерации. Дело в том, что в большинстве цивилизованных стран, например, в США председатель Верховного суда назначается президентом «с совета и согласия Сената», во Франции председатель Конституционного совета (аналога Конституционного суда) также назначается президентом. То есть в этом нет ничего нового, и сам механизм назначения возражений не вызывает.
Вызывает существенное возражение срок, на который предполагается избирать председателя КС. Дело в том, что в США председатель Верховного суда назначается пожизненно и таким образом он получает независимость от исполнительной власти, да и от законодательной тоже. За всю историю США сменилось 44 президента, но всего 17 председателей ВС. Как мы видим, это очень долговременная позиция, и поэтому председатель ВС всегда стоит над политическими дрязгами и обладает высокой степенью автономии от них. В той же Франции члены Конституционного совета назначаются на 9 лет и при этом не могут быть переназначены. Таким образом, их независимость гарантируется, во-первых, длительным сроком полномочий, во-вторых, тем, что они уже не смогут вторично войти в состав Конституционного совета. В нашем же случае сохраняется норма, при которой председатель КС назначается на 3 года. Между тем срок полномочий президента – 6 лет, то есть вдвое больше. Это обстоятельство делает председателя КС фактически подчиненным президента и ставит КС в серьезную зависимость от президентской власти. Получается, что нарушается базовый принцип разделения властей. Трудно найти подобный подход в крупных современных западных демократиях, чтобы КС или его аналог фактически напрямую подчинялся президенту страны. В этой связи мне кажется, что это решение неудачно.
Если президент хочет назначать председателя КС, то срок полномочий последнего должен быть значительно удлинен. В настоящее время судьи КС назначаются без ограничения срока полномочий, но должны покинуть свой пост по достижении 70 лет. Если бы этот принцип сохранялся в отношении председателя КС, то предложение Медведева было бы вполне логичным. А так это выглядит, как попытка превратить главу КС в обычного чиновника президентской администрации.
Думаю, что Медведев именно эту цель и преследовал. Скорее всего, власти хотят провести на пост председателя КС какого-то своего человека, и именно этим вызвана соответствующая законодательная инициатива. То есть они не доверяют нынешнему составу КС и хотят, чтобы председатель назначался напрямую без участия самих судий, потому что по нынешнему законодательству председатель КС избирается судьями КС. Таким образом, скорее всего, преследовались цели, во-первых, поставить главу КС в еще более сильную зависимость от президента, потому что все-таки у нас суд и так зависит от власти, во-вторых, создать механизм назначения на этот пост стопроцентно своих людей.