Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Мне все эти игры с реабилитацией представляются дурной опереткой. Эти игры могут говорить только о том, что правосознание наших властей крайне заср*но. В основе действий Кремля лежат вполне разумные благие мотивы. Наши правители понимают, что последний царь и его родственники были убиты бессудно и беззаконно, что, по сути, мы имеем дело с подлым убийством. Но вместо того, чтобы констатировать этот известный всему миру факт, наши власти пытаются действовать исходя из не до конца осознаваемых ими презумпций, а именно: они явно продолжают считать себя и Российскую Федерацию правопреемниками СССР, но не правопреемниками дореволюционной Российской империи и межреволюционной Российской республики. Поэтому они апеллируют, по сути, к советскому законодательству, пытаясь реабилитировать царскую семью и великих князей. То есть ставят их на одну доску с каким-нибудь Бухариным, совершенно не понимая бессмысленности этой процедуры, так как если бы, предположим, представители династии Романовых были убиты по приговору советского суда, то можно было бы отменить этот приговор, и то это трудно назвать реабилитацией, поскольку речь идет об абсолютно неправовой изначально процедуре. Но все эти люди были убиты бессудно и беззаконно, и в этом смысле вместо того, чтобы проявить политическую волю и признать этот факт, власти проводят смешные судебные процедуры.
Похоже, что в основе этих странных действий лежит боязнь, что если не провести такую реабилитацию, то в принципе все советские судебные решения окажутся нелегитимными. В этом, по-моему, главный нерв всей этой комедии. Особенно комично выглядит применение процедуры реабилитации к великой княгине Елизавете, которая, по мнению православной церкви, является великой святой, покровительницей русской земли. Великая княгиня Елизавета, которая уже будучи сброшена в шахту, пыталась перевязывать раны своим уже практически убитым родственникам, великая княгиня Елизавета, которая практически всю жизнь в России потратила на дела милосердия и благотворительности, а они ее будут реабилитировать. Как говорил господь Иисус Христос, прославляя пророка, подтверждаете, что вы дети тех, которые убили пророка. Вот здесь это проявляется совершенно в полной мере.
Но при этом я не могу не констатировать благородства замысла, который просто дискредитируется и дисквалифицируется идиотским исполнением. То, что наши власти потихоньку становятся на белогвардейские позиции по отношению к истории нашей страны, не может не радовать. Более того, я хорошо вижу уже довольно жесткие противоречия и противоборства между нашим президентом и нашим премьер-министром, уже достаточно очевидна, хотя и мягкая, но все же холодная война между членами тандема. И при этом, может быть, единственное, в чем между Путиным и Медведевым нет никакого противоречия, это в отношении к царской семье, к Деникину, Каппелю, Врангелю и другим героям белого движения. Это меня на самом деле радует, и тут я хочу опровергнуть параноидальные конспирологические подозрения, которые уже начали циркулировать внутри политического сообщества. Мне уже приходилось слышать, что реабилитация царской семьи и великих князей – это символические действия Кремля, которые направлены на две цели: на укрепление монархического принципа, то есть диктатуры наследников Ельцина, и на полный отказ от принципов социальной справедливости в условиях кризиса, на навязывание трудящимся полностью социал-дарвинистского общественного строя. Мне кажется, что это бред, я бы даже сказал, тухлая карамурзятина. В основе всей этой конспирологии лежат бредовые идеи Сергея Георгиевича Кара-Мурзы о том, что Советский Союз представляет собой уникальную цивилизацию, то есть, по сути, некую мировую религию языческого типа со своей религиозной символикой и святынями, при этом вся социальная справедливость и мечты о ней в нашей стране напрямую завязаны на советские символы и святыни. Поэтому любые покушения на тухлую тушку Ленина обозначают крушение социальной справедливости и установку самого зверского капитализма, а любое выражение симпатии и уважения к дореволюционной России или к белому движению обозначает соответственно те же социал-дарвинистские интенции. Это, разумеется, не так. До какой степени надо презирать и ненавидеть наш народ, чтобы считать, что он терпит нынешнюю власть уже почти 20 лет, власть, которая его раздела и разула и ограбила, но он восстанет, если тушку все-таки вынесут из зиккурата. Притом, что я разделяю белогвардейские симпатии наших правителей, я категорически не разделяю их действительно социал-дарвинистскую политику, я надеюсь, что она, в конце концов, или будет отменена вместе с нынешней властью или этой властью исправлена, если она проявит разум и совесть. Но проблемы социальной справедливости, проблемы воровской приватизации, проблема ограбления нашего народа и установления искусно организованной бедности и подлого социально-экономического неравенства никак напрямую не связаны ни с советской символикой, ни с символикой белогвардейской, ни с символикой царской России.
Эти две проблемы абсолютно независимы, и симпатии к белому движению и дореволюционной России может испытывать как человек, выступающий за социальную справедливость, так и действительно абсолютно отмороженный либераст или сторонник феодального господства и эксплуатации. Что касается конкретно данной ситуации, то я думаю, что симпатии к царской семье, великим князьям, белому движению у наших правителей абсолютно искренни и никак не связаны с желанием раздеть наш народ еще больше, чем он раздет. Другое дело, что из этого вовсе не следует, что наши власти действительно готовы восстановить в нашей стране социальную справедливость и ликвидировать последствия предшествующих 18 лет ограбления России. Но еще раз подчеркну, что это никак не связано с процессом реабилитации царской семьи. Можно ненавидеть Ленина и Сталина, желать не просто вынести Ленина из Мавзолея, а сжечь его, рассеять прах по ветру или спустить его в унитаз, можно при этом считать царя и великих князей святыми, можно считать святым Каппеля, и при этом выступать за социальную справедливость, а можно быть большим поклонником Ленина, Сталина, советской власти и при этом продолжать править над нашим народом как над быдлом жезлом железным и говорить, что советская символика исключительно полезна для государственного управления и может быть когда-нибудь мы и улучшим ситуацию, но до этого надо дожить.