Виктор Милитарев, вице-президент Института национальной стратегии:
Предложения Медведева изменить территориальную подсудность дел о терроризме и экстремизме, а также вывести из подсудности судов присяжных преступления, которые совершены преступными группировками и сообществами, мне кажутся вполне разумными. Насколько они помогут в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе, я пока не понимаю, потому что мне неизвестны ситуации, когда благодаря тому, что дела по терроризму оказывались подсудны региональным судам или судам присяжных, преступники получали оправдание. Кроме того, предложенные изменения в законодательстве окажутся полезными в борьбе с оргпрестпуностью, потому что в этих ситуациях мы действительно многократно наблюдали, как местные суды и суды присяжных оправдывали членов крупных ОПГ в результате получения взяток или давления на присяжных. Поэтому в любом случае эти меры полезны и прав человека они не нарушают.
Другое дело, что если терроризмом станут называть любую самую умеренную русскую национальную активность, если обвинять будут в основном не ваххабитов и не скинхедов-убийц, а людей, которые распространяют вполне умеренную литературу или проводят пикеты, то это будет совершенно порочная политика и действительно нарушение прав человека. Но пока я намеков ни на что такое не вижу.
Что же касается сегодняшней обстановки в республиках Северного Кавказа, то там действительно происходит что-то нехорошее и, конечно, трудно поверить, что этот взрыв терроризма мог происходить без какой-то сращенности сепаратистских террористических организаций с местными элитами. Поэтому в этом смысле меры, которые предлагает Медведев, представляются в перспективе вполне разумными. Но я уже неоднократно говорил, что для того, чтобы с этой язвой разобраться, требуется отказ от еще ельцинской политики, когда ставку делают на старые северокавказские элиты еще советского происхождения. Необходим поиск новых людей. Другое дело, что я не знаю, насколько сейчас сработала бы реальная демократизация, потому что возможно, что у нас последствия будут такие же, как в Алжире, то есть демократизация приведет к власти ваххабитов. Сейчас необходима одновременная работа по модернизации Северного Кавказа и формированию новых элит, понимающих, что Россия в них заинтересована, причем, возможно даже где-то это стоит делать в режиме президентского управления, то есть временной отмены демократии на региональном уровне. С другой стороны, требуется решать кавказскую проблему в России в целом, то есть уравнять в правах русских с кавказцами, потому что ситуация, когда среди кавказцев встречается много людей одновременно богатых и агрессивных, порождает проблемы по всей стране. Нужно создать ситуацию, когда с одной стороны, жители Северного Кавказа не имеют оснований участвовать в террористическом и сепаратистском подполье, а с другой стороны, когда им нормально живется на своей исторической родине и нет необходимости в массовой миграции в центральные регионы России.