Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Экономические тезисы президента были в русле его статьи, а также в русле того опыта, который наработала комиссия по модернизации. Речь, прежде всего, о пяти приоритетных направлениях экономико-технологического развития. Сами по себе эти пять приоритетов неплохи, то есть они могли бы быть и другими, но их нынешний перечень в целом вполне приемлем, поскольку число приоритетов должно быть ограниченным и все туда войти не может. Решение о выборе тех или иных приоритетов неизбежно произвольно. Поэтому если акцент будет сделан на развитии именно в этих сферах, в этих отраслях, то это хорошо. Медведев упомянул некие планы-графики развития по каждому направлению, которые выработала комиссия, но поскольку они не расшифрованы, нам трудно судить о проективном содержании этих линий экономико-технологического развития, которые упомянуты в послании.
Вызывает определенную настороженность то, что экономический блок послания выстроен в риторике выбора между сырьевой экономикой и экономикой хай-тека, инновационной, высокотехнологичной. Проблема промышленной середины не ставится с должной остротой, тогда как многие эксперты убеждены в том, что без каких-то базовых промышленных обрабатывающих отраслей переход с сырьевой модели экономики на инновационную немыслим, что нашим приоритетом на ближайшую перспективу должна быть именно экономика середины. То есть не сырье и не хай-тек, а крепкие отрасли обрабатывающей промышленности. Эта тема не раскрыта в должной мере, пожалуй, за исключением предложений по развитию сельского хозяйства, которое относится к пищевой промышленности и относится скорее к этой середине, которая способна создавать большое количество рабочих мест, развивать внутренний рынок и т.д.
В принципе приоритет экономики середины в послании заявлен декларативно. Президент говорил о том, что наша задача - максимизировать долю добавленной стоимости, которая производится на территории нашей страны, наш приоритет – это технологическое обновление всей промышленной сферы, включая самые разные отрасли. Но еще раз повторю, эта задача новой индустриализации не очень ясно обозначена в послании.
Такие темы, как судьба госкорпораций, я бы отнес скорее не к экономическому блоку, а к антикоррупционному. Требование провести независимый аудит этих субъектов экономики - антикоррупционная мера и, пожалуй, основная антикоррупционная мера послания. Она может приобрести довольно серьезный характер, если аудит госкомпаний, госкорпораций или компаний с большой долей госучастия будет системным и независимым. Точно также и саму идею ликвидации правовой формы госкорапораций можно рассматривать как антикоррпуционную меру, а не как экономическую.