Дмитрий Бадовский, политолог, эксперт Института социальных систем МГУ:
Само предложение учредить пост специального уполномоченного по Северному Кавказу свидетельствует о том, что с точки зрения устойчивости развития северокавказская проблема остается ключевой. Идея создания специального управления Северным Кавказом выделяет регион фактически в особую территорию, что, конечно, может дать какой-то позитивный управленческий эффект, но с другой стороны, такая инициатива выглядит как признание того, что Кавказ - это особая часть России. Здесь есть и определенные риски даже в восприятии этого предложения. Появление этой инициативы говорит о том, что существующая система управления признается неэффективной в том, что касается решения проблем этих регионов.
Дальше все зависит от того, как этот институт будет создан, на какой базе, как он будет оформлен. Конечно, это может быть позиция специального правительственного вице-премьера, это может быть позиция специального представителя президента с особыми полномочиями, может быть, особыми полномочиями и дополнительными функциями наделят структуры Южного федерального округа. Также не исключено, что должность ответственного за Кавказ появится в структурах Совета безопасности. Поэтому, чтобы дальше оценивать предложение президента, крайне важно дождаться некой определенности, не только персональной, но понять, что это будет за управленческая конструкция.