Павел Святенков, эксперт Института национальной стратегии:
Ситуация вокруг судей Конституционного суда Ярославцева и Кононова - продолжение линии на зачистку КС от любого недовольства. Этот курс был взят в начале года, когда было отменено право судей КС самостоятельно избирать себе председателя и его заместителей. Теперь председатель будет избираться сроком на 6 лет по предложению президенту, а это означает, что он фактически будет подчинен президентской власти. Мировая практика не знает ситуаций, при которых судьи назначаются на такой незначительный срок. Например, в США судьи Верховного суда, в том числе и председатель Верховного суда назначаются вообще пожизненно. Во Франции члены Конституционного совета, который выполняет функции конституционного надзора, назначаются сроком на 9 лет без права переназначения и благодаря этому независимы. Наши судьи теоретически могут занимать свою должность без ограничения срока до достижения 70 лет, но председатель КС у нас, конечно, гораздо более влиятелен, чем остальные судьи, потому что он контролирует административный аппарат КС. И вот выясняется, что он будет избираться на 6 лет. В этом случае он становится уязвимым перед лицом государственной власти.
То же самое можно сказать и в ситуации с этими судьями, потому что хотя формально срок их полномочий ограничен только возрастом, то есть они по достижении 70 лет должны уходить в отставку, но реально как мы видим выгнать их «на пенсию» можно гораздо раньше. Этот прецедент окончательно уничтожает те жалкие ошметки независимости КС, которые у него были. Можно сказать, что КС просто превращается в один из отделов президентской администрации. Понятно, что он и раньше сильно зависел от верховной власти, но сейчас убираются последние шероховатости. После того, как истекут полномочия нынешнего председателя КС Зорькина и новый глава КС будет назначен уже по представлению президента, КС станет полностью подконтролен государственной власти. Это в очередной раз подтверждает ту точку зрения, что реально в России нет разделения властей.
Я думаю, что КС был независимым до переворота 1993 года, когда КС активно пытался выступать посредником между конфликтующими ветвями власти – между исполнительной, возглавляемой президентом Ельциным, и Верховным советом, возглавляемым Хазбулатовым. Тогда КС пытался отменять президентские указы, и до какого-то времени это даже работало. Но после переворота, когда Ельцин приостановил деятельность КС своим указом и после того, как КС возобновил свою деятельность, это, конечно, был уже не тот КС, он был сломлен. С тех пор он и лишился своей независимости. Но, строго говоря, лишение КС независимости проистекает не только из политической практики российских властей, но и из действующей российской Конституцией 1993 года, согласно которой пост президента как бы возвышен над всеми ветвями власти и согласно даже учению наших юристов, которые занимаются конституционализмом, конституционным правом власть президента как бы находится над и законодательной, и исполнительной, и судебной ветвями власти. То есть утрата КС независимости началась не в годы правления Путина и тем более не во время правления Медведева, а во время правления Ельцина. Точка отсчета - 1993 год, после которого были уничтожены базовые основания для разделения властей, для независимости КС. Все остальное, что делалось в этом направлении после 1993 года, это всего лишь внесение поправок, устранение шероховатостей, обуздание упрямства отдельно взятых членов КС, но вовсе не смена системы в целом.