Леонтий Бызов, старший научный сотрудник Института социологии РАН:
Негативная реакция Японии на визит Медведева на Южные Курилы связана с тем, что эти острова для Японии носят символический характер. Людей, которые помнят, что Южные Курилы входили в состав Японии, уже не осталось, Вторая мировая война ушла в далекое прошлое. Поэтому совершенно очевидно, что для огромной массы японцев проблема южнокурильских островов не носит практического характера (там не живут японцы), но это некий символ, к которому в Японии, как и в любом обществе, сохранившем очень глубокие традиционалистские корни, отношение особое. Собственно говоря, для России это тоже в большей степени символ, потому что там и россиян живет очень мало, и хотя какое-то значение для России с точки зрения рыболовства эти острова имеют, но все-таки это значение носит глубоко периферийный характер.
Дело в том, что большая политика, тем более геополитика - это в огромной степени война символов, в этой игре любая уступка является некой формой фактического ослабления государства. То есть если Япония уступит и откажется от претензий на эти территории, то это будет некий символ того, что государство слабое и недееспособное, соответственно все от него начнут ждать уступок и по другим фронтам. Совершенно аналогичная ситуация в России: любой российский президент, который пойдет на какие-то уступки в этом вопросе, будет восприниматься как человек слабый, а в геополитике слабость не прощается. Поэтому обе страны вынуждены играть независимо от того, что хочет сам Медведев, что хочет премьер-министр Японии, это от их личных желаний не зависит. Оба могут прекрасно понимать реальность, но действовать в соответствии с теми правилами, которые задает эта война символов.
При такой символической войне значение имеет статус-кво. Если бы эти острова были у Японии с полным правом или без полного права, была бы одна картина. Но поскольку они фактически находятся в составе России, то оснований для того, чтобы этот статус-кво менять недостаточно. Собственно говоря, в совершенно аналогичной ситуации Россия оказалась в отношении Севастополя. Вроде бы спорный вопрос и какие-то права на Севастополь у России есть, но недостаточно прав для того, чтобы менять фактическое положение дел, и никогда Россия в подобного рода притязаниях поддержана мировым сообществом не будет. Здесь ситуация обратная в том смысле, что мировое сообщество скорее на стороне Японии, потому что Россия воспринимается все-таки потенциально сильной стороной, которую всегда интересно немножко ослабить, но все же всех этих аргументов недостаточно для того, чтобы этот статус-кво был изменен. Он может быть изменен только при тотальном развале России, как это было в Советском Союзе в 91-м году, когда страна развалилась в одни момент. Если такое случится с Россией, то вполне возможно Россия потеряет вместе с развалом и эти острова. Но пока Россия существует как целостное государство, более слабое или более сильное, уступить эти острова она не может. Я думаю, что японская сторона тоже это прекрасно понимает, но ее задача опять-таки действовать в логике той войны символов, о которой я уже сказал.