Павел Святенков, политолог, член «Русского клуба»:
На мой взгляд, озвученный Путиным проект по созданию Евразийского экономического союза на базе нынешнего Таможенного союза - это заявка на создание собственной интеграционной группировки. Мы видим, что в современном мире выживают только крупные и сверхкрупные экономические субъекты. Не многие страны могут быть подобными субъектами в одиночку. Прежде всего речь идет о Китае, но даже Китай налаживает отношения и создал зону свободной торговли, например, с АСЕАН, так называемая формула АСЕАН+1, есть и АСЕАН+3, то есть АСЕАН + Китай, Япония и Южная Корея. Мы видим, что подобные интеграционные группировки создаются в мире повсеместно. Это не только Европейский союз с его населением в 500 миллионов человек, который известен как пример самого удачного на данный момент интеграционного объединения. Это еще и НАФТА, то есть объединение США, Канады и Мексики, тоже с населением порядка 500 миллионов человек. Это и уже вышеупомянутый АСЕАН и т. д.
Россия с учетом того, что население страны всего 140 человек, и оно имеет тенденцию к сокращению, должна либо присоединиться к какой-то крупной интеграционной группировке, либо создать свою. Понятно, что Россия не может присоединиться к Европейскому союзу. Она является слишком крупным субъектом для этой группы государств. Россия не может присоединиться к Китаю, потому что слишком велика разница в экономиках стран и слишком высока разница в числе населения. Поэтому правильным решением было бы создание собственной подобной группировки, и попытка сделать ее на базе России, Белоруссии и Казахстана является абсолютно правильной. Другое дело, что подобная группировка, конечно, будет не полной без участия Украины, поскольку Украина является вторым после России крупнейшим славянским государством на постсоветском пространстве. Без нее Таможенный союз является просто союзом России и двух небольших государств (население Белоруссии 10 миллионов человек, Казахстана – 15-16 миллионов).
Мы, конечно, что-то получаем от присоединения к нам этих государств, но нельзя сказать, что много. В то время как население Украины 45 миллионов человек и если бы украинцы к нам присоединились, то вместе с белорусами и казахами пророссийский союз на постсоветском пространстве насчитывал бы уже 200 миллионов человек, а это было бы уже заявкой на более-менее серьезную самостоятельную группу.
Поэтому я считаю, что сама по себе попытка создания подобной группировки продуктивна, но нужно понимать, что без Украины, в составе только трех республик, эта группировка будет слаба. Присоединение к этой группировке Киргизии и Таджикистана, о чем сейчас много говорят, даст крен в сторону Азии, причем этот крен не будет плюсом для России, потому что и Киргизия, и Таджикистан очень слаборазвитые государства. России придется тратить много денег на их обустройство, их внутреннюю стабилизацию. Как мы знаем, в Киргизии в результате недавней революции государство фактически прекратило существование. То есть мы можем оказаться в ситуации, когда мы влезем в два слабых государства Средней Азии, не имея значительных возможностей для коррекции ситуации в этом регионе.
Так что подобный союз вокруг России возможен, но он должен работать над тем, чтобы привлечь украинцев на свою сторону. Потому что без Украины этот союз будет выглядеть не очень крупным по сравнению с Европейским союзом, с НАФТА, с АСИАН и другими подобным организациями.