Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Главным цензом на участие в политической жизни теперь будет не возможность зарегистрировать партию (скоро она появится у многих), а возможность эффективно участвовать в выборах. Этот ценз никуда не уходит, он связан с тем, что необходимы значительные организационные и финансовые ресурсы, необходим кадровый потенциал, необходимо достаточно много условий для того, чтобы создаваемые структуры могли эффективно участвовать в выборных кампаниях разного уровня. Ситуация, при которой существует некий большой набор структур как бы на входе в политическое пространство, в процесс парламентской политики является более благоприятной, чем та ситуация, которая у нас была раньше, когда за долгое время не было зарегистрировано ни одной новой политической партии. Хотя бы потому, что это серьезный стимул для идейного и кадрового обновления для уже существующих главенствующих партий. Они будут испытывать постоянную конкуренцию, испытывать давление активной среды, от которого они раньше были искусственно изолированы барьерами, установленными по периметру политической системы. В этом я вижу плюс закона, упрощающего порядок создания политических партий.
Минус состоит в том, что на первом этапе неизбежна фрагментация оппозиции в разных политических нишах. Вряд ли будут разрешены избирательные блоки, и в этой ситуации ответственными за то, чтобы возникали более-менее дееспособные консолидированные структуры, ложится на самих оппозиционных политиков. Опыт показывает, что они с этой ответственностью не всегда справляются. Поэтому наверняка будет значительное дробление политического спектра, которое, по крайней мере, на первых этапах не позволит серьезно повысить качество представительства. Это будет возможно в лучшем случае на следующем этапе, когда произойдет процесс слияния и поглощения, процесс консолидации однотипных партийных структур. Они в свою очередь уже смогут обеспечивать представительство разных видов оппозиции в органах власти разного уровня. Я думаю, что это может произойти по итогам нескольких региональных кампаний, когда станет более-менее очевидно, какие из новых проектов были пустышками, а какие стали успешно развиваться. То есть региональные кампании играют роль своего рода праймериз среди новообразованных партий, прежде всего среди тех из них, кто является близкими друг другу и конкурируют за место в рамках одной идеологической ниши.