Сергей Марков, проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты РФ, председатель программного комитета Форума «Покупайте российское»:
Я очень положительно отношусь к идее законодательного утверждения приоритета российских товаров над импортными при госзакупках. Более того, именно я ее предлагал в свое время вице-премьеру Борису Немцову. Сегодня эту идею поддержал депутат Сергей Железняк и ряд других. Этот проект полностью соответствует мировому тренду. Как у нас развернута кампания «Покупайте российское», так есть и кампании «Buy american», о которой неоднократно говорил Барак Обама, «British buy british» и другие.
Такие кампании есть практически во всем мире – в Франции, в Китае, в Индии, в Бразилии – но только не в России. Здесь эта идея пользуется большой поддержкой на общественном, но очень маленькой на государственном уровне.
Такая кампания товарного патриотизма очень хорошо вписывается в правила ВТО. Мы не можем, в соответствии с этими правилами, делать ограничения зарубежным товарам – через квоты, высокие пошлины и т.д. Но мы вполне можем создавать общественные проекты для поддержки своего производителя. Покупатель вправе определять, какой товар ему нравится. Покупателем в данном случае является государство, и оно вправе решить, что будет покупать товары, произведенные его налогоплательщиками.
Американские граждане летают на самолетах американских кампаний, ездят на американских автомобилях. Такие же проявления патриотизма мы наблюдаем и в других странах. И очень хорошо, что Владимир Путин принял решение перейти на госзакупки российских автомобилей для госучреждений.
Надо подчеркнуть, что кампания звучит как «Делайте российское. Покупайте российское», то есть, она ориентирована на активную промышленную политику, с пониманием того, что экономика – это не спекуляции, а производство товаров, востребованных рынком. Эта программа направлена на стимулирование качества, на повышение конкурентоспособности.
Понятно, что мы не должны призывать покупать российские бананы – они дороговаты. Но, кстати, до революции Москва полностью обеспечивала свои потребности в ананасах сама, выращивая их в огромных теплицах во Владимирской области. Поэтому не все наши возможности еще использованы.
Что касается сомнений в том, что Россия способна производить качественные товары, то часто причиной таких заблуждений является отсутствие достаточной рекламы. И в этом случае лозунг «Покупайте российское» выступает зонтичным брендом, повышая привлекательность отечественных товаров.
Возможно, российские автомобили не идеальны. Но мне кажется, что если все российские чиновники будут своим задом ощущать все кочки российских дорог, сидя на российском автомобиле, то и автомобили будут лучше, и дороги. И мы должны добиться, чтобы тот, кто не хочет ездить на наших автомобилях, не был государственным служащим Российской Федерации. Это очень важно, и это, между прочим, перекликается с законом об иностранных агентах, в том плане, что российскую политику должны определять российские граждане, а не иностранные, государственную политику должны делать те люди, которые преданы России и душой и телом. Если российские чиновники будут учить детей в иностранных университетах, то наши университеты будут загибаться. Будут учить детей в наших университетах – они будут развиваться, поскольку будут получать достаточное финансирование. Эти логические законы очень мощно работают, и мы хотим с их помощью поднять российскую экономику, дать ей новый стимул для развития.
Отдельная проблема – что считать российским товаром. Есть несколько подходов. Крайний подход – товар должен быть произведен в России полностью – вряд ли реализуем при нынешнем уровне глобализации. Во многих странах принято считать отечественным товар, имеющий уровень локализации 50 процентов. Мне кажется, Россия могла бы начать с 25-и процентов, в течение нескольких лет выйдя на среднемировой показатель.
Новый законопроект снижает риск коррупционных схем при госзакупках. Известно, что такие схемы реализуются чаще всего именно при закупке «серых» оффшорных товаров. Большое воровство при госзакупках происходит, когда люди прячут концы в воду, что удобней всего сделать, предложив некий товар в качестве иностранного, проведя его через оффшор. При отсутствии закупок иностранных товаров это просто невозможно.