Сергей Марков, проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты РФ:
В вопросе о порядке выборов губернаторов должна быть задана федеральная рамка, должно существовать единое федеральное пространство. Нельзя давать никаким региональным князькам давать возможность установить у себя тоталитарный режим. Это самое главное. При этом важна не только выборность, но и сменяемость руководителей – даже самый хороший руководитель не должен занимать свое место больше двух сроков. Он неизбежно обрастает связями, которые могут коррумпироваться.
Общие принципы должны быть общефедеральными. В том числе и принцип проведения выборов в два тура, чтобы отсечь радикалов и создать более прочную основу для управления регионом.
Что же касается всего остального, то тут уже возможны нюансы. Существует мнение, что в некоторых регионах, особенно в южных республиках, ситуация довольно сложная, и система, когда один лидер в результате выборов получает полную власть над регионом, может столкнуть между собой различные этнические группы. Но мне представляется, что это преувеличение. Должна быть создана система, при которой невозможна модель «победитель получает все, проигравшие – пошли прочь». Над этим надо работать. Причем, это актуально не только для таких регионов, как Дагестан, Северная Осетия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, но и для традиционно русских регионов Центральной России.
Нужно развивать политическую культуру, политическую традицию. Победитель не должен уничтожать проигравших. Но это, скорее, должна быть политика федерального центра, который должен сохранять опеку над регионом, чтобы проигравшие выборы не оказывались под катком победителя. Модель «победитель получает все» провоцирует нестабильность. Нужно добиваться компромисса между различными политическими группировками.
Что касается всенародного прямого характера выборов, то в большинстве регионов она должна сохраниться. Однако в некоторых регионах на какой-то период может применяться система, похожая на американскую, позволяющая корректировать окончательный результат выборов, то есть выборы главы региона идут как бы следующим туром после выборов депутатов законодательного собрания. Но нужно понимать, что в этом случае отсечение широких масс от выборов главы региона может привести к сужению политической системы, что может спровоцировать хроническую нестабильность.
Чем больше граждане включены в выборы, тем меньше они включены в протесты. Исходя из этой логики ограничение выборности в регионе уровнем законодательного собрания – это очень хрупкая система, попытка обмануть судьбу. Но судьбу не обманешь, она догонит и ударит по башке. И чтобы этого не произошло, нужно, чтобы граждане понимали, что именно они определяют, кто является главным начальником в регионе.
Поэтому я поддерживаю Бадовского, поставившего вопрос о возможности применения различных вариантов выборов глав регионов. Но мое мнение по этому вопросу таково – чем больше выборов, тем больше стабильности.