Андрей Окара, политолог, директор Центра восточно-европейских исследований:
Отмену конкурентных выборов глав регионов можно было предрекать еще год назад — тогда, когда Власть (т.е. Кремль, т.е. Путин) вынужденно (т.е. не без влияния Болотной площади) пошла на минимальную модернизацию политической системы, упростив регистрацию партий и предусмотрев губернаторские выборы.
Это архетипическая для российской политической системы и исторического развития России схема: Власть, монополизируя в своих руках все властные полномочия и большую часть собственности, вынуждена идти — под влиянием народного недовольства и угрозы всё потерять — на самоограничения и дарование всяческих гражданских свобод.
Однако когда угроза всё потерять спадает, эти свободы Власть пытается отобрать. Поэтому после эпохи реформ в России всегда настает череда контрреформ, после выпускания пара — закручивают гайки. Не побыл Путин и нескольких месяцев Александром II, как снова из него лепят Александра III.
Поэтому нынешний законопроект, фактически ликвидирующий конкурентный механизм выборов глав субъектов (если, конечно, считать, что эта конкуренция существовала — в течение полугода), является логичным и ожидаемым. Правда, думалось, Власть считает для себя опасным 2017 год, когда истекут полномочия переназначенных в этом году губернаторов.
В российских условиях полиархия (политический режим, при котором вся власть не сосредотачивается в одних руках и не работает сценарий «победитель получает всё») пока не прижилась. А существующий властный моноцентризм является главной причиной нестабильности политической системы и создает вызовы для стабильного развития страны.
В нынешних условиях действительно существуют угрозы политической нестабильности в некоторых южных субъектах в случае проведения там выборов глав субъектов. Однако эти угрозы можно решить вполне правовым способом — например, введя чрезвычайное положение или предусмотрев на законодательном уровне временный особый порядок управления этими субъектами.
К сожалению, наша Власть продолжает думать, что чем сильнее закручивать гайки, тем будет больше стабильности. Но в условиях XXI века стабильность зависит не от жесткости управления, а от вовлеченности управляемых (народа, электората) в процесс выработки и принятия политически значимых решений, в т.ч. в процесс конкурентных выборов.