Павел Данилин, шеф-редактор портала Kreml.org:
К двадцатилетнему юбилею КПРФ подходит в состоянии постоянной дегенерации. Если в 1997 году в партии состояло порядка 800 тысяч человек, то сейчас официальная ее численность – около 120 тысяч, причем, после перерегистрации партии по новому законодательству, которая была проведена в середине нулевых по новому законодательству, количество членов КПРФ постоянно сокращается.
Не прекращается череда скандалов вокруг верхушки коммунистов, которых обвиняют в продажности. Последний пример – с депутатом Ширшовым, который якобы занимался продажей депутатских мандатов. Можно вспомнить и региональные скандалы, особенно с ленинградскими коммунистами – отделение трижды было разогнано за несколько лет. Постоянный поиск оппортунистов в своих рядах, жесткая линия, которую проводил Никитин, - все это не могло не сказаться на падении популярности КПРФ.
Тем не менее, сейчас это одна из системообразующих партий, и несмотря на снижение рейтинга коммунистов и снижение рейтинга лично Зюганова, можно с абсолютной уверенностью утверждать, что партия сохранится в качестве системообразующей и продолжит свое паразитирование на ностальгии старшего поколения. Также надо признать, что коммунистам частично удается привлечь молодых людей, которые достаточно быстро отходят от партии впоследствии, но молодежь за коммунистов в последнее время все же голосует. Коммунистам на последних выборах удалось частично вернуть пенсионный электорат, потерянный КПРФ в начале нулевых годов, в связи с тем, что он перешел к Путину.
Коммунисты немного укрепили свое положение и в крупных городах – это факт, с которым нельзя поспорить. Тем не менее, расширение списка партий, участвующих в избирательных кампаниях, уже привело к падению результатов КПРФ, в частности, наличие Коммунистов России и КПСС отнимает (по результатам выборов 2012 года) у коммунистов от трех до четырех процентов.
КПРФ постоянно теряет электорат, но каким-то парадоксальным образом ей удается удержаться на плаву. Это парадокс партии, который связан, с одной стороны, с позитивным брендом, которым она пользуется, а во-вторых, тем, что она, как кукушонок, вытолкнула из гнезда остальных коммунистических, прокоммунистических, протокоммунистических союзников, с которыми она входила в избирательные кампании 1996-го и 1999-го годов.
Вероятность того, что КПРФ когда-либо сможет стать правящей партией, крайне невелика, и нынешняя власть точно не готова к тому, чтобы передать бразды правления организации, содержащей слово «коммунистический» в названии. Для того чтобы стать «второй ногой власти» КПРФ нужно провести серьезнейший ребрендинг, а это, в свою очередь, не может не сказаться на ее электоральных перспективах, на ее базовом электорате.