Станислав Дмитриевский, председатель «Общества российско-чеченской дружбы» (Финляндия):
Информация, которую мы имеем о Борисе Березовском – это в значительной степени информация из третьих рук: из слухов, из предположений. Человек Борис Абрамович был довольно скрытный. И для меня до сих пор многие вещи, касающиеся его, непонятны.
Когда я работаю над книгой, я, открываю, например, газету «Красная Звезда», официальный орган министерства обороны, рупор Вооруженных сил, - и там написано, что командиром 245-го мотострелкового полка являлся в такой-то период времени полковник Юдин. А из другого источника я знаю, что люди из шестой мотострелковой роты второго батальона этого полка участвовали в резне гражданского населения. И здесь я могу с точки зрения международного и уголовного права делать какие-то выводы о чьей-то роли и ответственности, потому что у меня нет оснований сомневаться в имеющихся фактах.
Что же касается роли Березовского и той же истории с цементным заводом, с Басаевым – мы имеем множество диаметрально противоречащих друг другу сведений. Я считаю, что вообще все эти истории должны стать предметом расследования в рамках юридической процедуры. Понятно, что это касается не Березовского и его роли, а ныне живущих фигурантов. Но я думаю, что могут быть выяснены очень интересные факты. Пока же мы имеем только несистематизированные воспоминания и предположения, гадание на кофейной гуще.
Образ Березовского двоится, он соткан из множества противоречий. И мне трудно комментировать жизнь и смерть человека, большинство сведений о биографии которого почерпнуто из источников, вызывающих сомнения.
Ясно, что этот человек ответственен за приход к власти Путина, и это, безусловно, самым роковым образом отразилось на судьбе целых поколений. С другой стороны, я не верю в теорию заговоров – если бы российское общество той поры не жаждало жесткой руки, порядка в обмен на свободу, то никакие манипуляции Бориса Абрамовича и кого бы то ни было не привели бы авторитарного лидера к власти. Но общество тогда было именно таким, и я очень рад, что оно сейчас от этого синдрома начинает излечиваться.
То, что Березовский год назад на Прощеное воскресенье попросил у россиян прощения, то у меня нет оснований сомневаться в его искренности. Почему я как христианин должен исходить из презумпции непорядочности?
Надо сказать, что Березовский – это достаточно типичный представитель своей страты того периода. Посмотрите на какого-нибудь Абрамовича – те же закулисные игры, сделки. Но Борис Абрамович переиграл сам себя – его детище его же и скушало. Бывает. Березовский представляет собой особый тип политика 90-х годов, но он не был единственным представителем этого типа, который мне, кстати, не очень интересен. И дело не в чувстве превосходства или осуждении – просто мне интересны другие люди, о которых мне хочется читать, узнавать.
Я не выделяю Березовского из его круга. Да, жизнь у него сложилась особенным образом. Но, например, Ходорковский мне симпатичен значительно больше. Он мог уехать, но он посчитал это невозможным для себя, после того, как арестовали Платона Лебедева. Мне такая позиция близка. Мне было интересно видеть, как меняется этот человек. Хотя на старте все представители этой когорты быстро обогатившихся людей были очень похожи, но судьбы их сложились по-разному.