Леонтий Бызов, руководитель отдела социально-политического анализа Всероссийского центра изучения общественного мнения:
Навального в последнее время очень сильно «раскрутили» в негативном свете федеральные телеканалы. Еще год назад, в разгар протестных акций его известность была очень невысока. О его существовании знала только некоторая часть политизированных столичных элит.
Сегодня благодаря негативной раскрутке основными телеканалами фигура Навального стала действительно более известной, но, поскольку информация о нем носит большей частью негативный характер, а массовый избиратель реагирует в первую очередь на информационный климат, отношение к Навальному изменилось в отрицательную сторону.
Даже в тех случаях, когда в результате расследований Навального разоблачаются некоторые депутаты и чиновники, которых население не любит, его роль в выведении их на чистую воду остается за кадром. Многие искренне полагают, что инициатива по проведению этих расследований исходит не снизу, а сверху – Путин очищает свое окружение. То есть, информационная кампания проводится таким образом, что все позитивное, что делает Навальный, присваивается властью, а именно Путиным, который, как положено царю в русской традиции, должен стоять над боярами, а весь негатив (Навальный – смутьян с не очень чистой биографией) остается этому оппозиционному лидеру.
К тому же информация о том, что Навальный – оппозиционер, радикал, организатор протестных акций, может двояко интерпретироваться. Скажем, в революционные времена, когда существует общественный подъем и жажда перемен, это, скорее, информация со знаком плюс, как это было в 1989 году, когда всходила звезда Бориса Николаевича Ельцина.
Сегодня же общество, несмотря на протестные настроения отдельных групп населения, в целом ориентировано на стабильность, и поэтому люди, которые имеют репутацию ниспровергателей общественного порядка, воспринимаются, скорее, негативно. Это говорит о том, что, несмотря на массовое недовольство, все-таки революционной ситуацией в стране и не пахнет, в отличие от 1989-1990 гг. Поэтому официальная пропаганда, монополизировавшая информационный ресурс, очень четко добивается поставленных задач и рисует Навального как фигуру, скорее, негативную.