Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
Российско-американские отношения осложнило принятие закона, в соответствии с которым составляется «список Магнитского», а не публикация собственно списка.
Закон этот действительно беспрецедентный, он предполагает возможность ареста активов физических лиц без суда и следствия, по политическому решению. Это само по себе сигнал государству и его политической элите о том, что все активы этой элиты за рубежом (не только в США, но и в странах, на которые США имеют серьезное влияние) носят достаточно условный характер, а российская юрисдикция не признается полноценной. Разумеется, сигнал достаточно серьезный для того, чтобы потребовалось сделать некие выводы – не в смысле хлопанья дверью, а в смысле другого понимания долгосрочной стратегии отношений со Штатами и понимания того, что для российской элиты проект интеграции в глобальные элиты на сегодняшний момент провалился, хотя вся конфигурация внешней российской политики во многом была выстроена именно под этот момент.
А влияние конкретного списка фамилий на отношения двух стран минимально. На данный момент в список не вошли влиятельные российские чиновники и политики, и пофамильный состав ничего не добавил к ранее принятому политическому решению. Нельзя считать, что администрация США дала задний ход, просто она не готова форсировать ситуацию. Потому что выход за рамки международных приличий, неких правил взаимоотношений был обозначен самим фактом принятия закона. Пофамильный состав важен для конкретных людей, но с точки зрения философии международных отношений почти ничего не меняет. Состав опубликованного списка показывает, что администрация США не хочет идти на резкое обострение отношений – у Обамы достаточно других проблем.
В какой-то степени этот закон напоминает те ужесточающие отдельные нормы и правила законы, которые принимались российской властью в минувший год (законы о митингах, об НКО и т.п.) – многие нормы в них носят «спящий характер», но при каких-то обстоятельствах могут начать действовать и стать поводом для санкций. Но в спокойном режиме они активно не применяются.