Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский, комментируя реализацию национальных проектов в статье «Нацпроекты как зеркало власти», опубликованной «Политическим журналом», отметил: «В прошлом году президент Владимир Путин определил четыре национальных проекта – «Образование», «Здоровье», «Доступное жилье» и «Развитие АПК», воплощением которых в жизнь сегодня занята вся страна. Что же происходит с их реализацией в регионах?»
«Плотный график поездок по российским регионам первого вице-премьера Дмитрия Медведева, курирующего нацпроекты, спровоцировал огромное количество попыток спрогнозировать конечный результат реализации этих программ, - продолжил политолог. - На самом деле говорить об итогах слишком рано, можно лишь попытаться с большей или меньшей вероятностью определить наметившиеся тенденции».
«Главный вопрос для губернаторов звучит банально: где брать деньги? Понятно, что они рассчитывают на федеральную финансовую помощь. Многие из них считают, что центр должен целиком и полностью обеспечить финансирование национальных проектов, а региональные власти лишь сыграют роль тех, кто распределяет деньги непосредственно на местах», - отметил эксперт.
По словам Туровского, «здесь существует взаимное непонимание». «Центр как раз не хотел бы брать на себя всю финансовую нагрузку и предпочел бы разделить ее с регионами, занимаясь реализацией нацпроектов через софинансирование, - пишет эксперт. - Но подавляющее число регионов эффективно участвовать в софинансировании не может по причине скудости своих бюджетов».
«В особенности это относится к национальным республикам и к регионам Центральной России. В конце концов это может привести к тому, что нацпроекты будут недофинансироваться, что, в свою очередь, способно вызвать недовольство населения и рост социальной напряженности. Впрочем, первые выплаты по президентской программе только начались, и не раньше, чем через полгода, можно будет увидеть, кто и как ее выполняет», - уверен политолог.