Михаил Веселкин, депутат Законодательного собрания Нижегородской области:
Во всех развитых странах дошкольное образование является предметом национальной политики. У нас почему-то это не так. Мы в настоящее время не только не используем эффективные схемы организации дошкольного образования, которые с успехом реализуются за границей, но и забыли о нашем советском и российском положительном опыте.
В результате наша система дошкольного образования сегодня не соответствует современным требованиям и объективно не отвечает реальным потребностям нижегородцев.
Проблем у системы дошкольного образования множество. Назову только самые важные.
В результате действий ответственных сотрудников различных муниципальных и государственных администраций, мотивация которых мне совершенно не понятна, региональная система дошкольного образования лишилась значимой части своей материальной базы. Помещения, которые ранее занимали дошкольные учреждения, были переданы другим организациям, в том числе – коммерческим. Теперь мы сталкиваемся с тем, что не хватает помещений для создания необходимого количества мест в учреждениях дошкольного образования.
Дошкольное образование и воспитание детей в настоящее время недоступно многим семьям в связи с низким уровнем их доходов.
В системе дошкольного образования существует просто чудовищный кадровый голод, который является следствием того, что зарплаты людей, работающих в этой системе, ниже всякого допустимого уровня. Отмечу, что это ведет к росту коррупции в системе дошкольного образования и, самое главное, к оттоку из дошкольных образовательных учреждений квалифицированных кадров.
Очевидно, что системе дошкольного образования и воспитания нужны новые помещения для яслей и детских садов. Но в этих новых стенах должна быть и новая жизнь. Мы не развиваем прогрессивные формы образования дошкольников, не внедряем инновационные технологии.
Родители не могут выбрать ни разное время пребывания в садике для своих детей, ни разные программы обучения. Мы даже не ставим вопрос о создании частных яслей и садиков. Не выделяем гранты для детских дошкольных учреждений, реализующих инновационные программы, и премии для передовых педагогов. Родителей не привлекают к управлению детскими садами, нет реальных попечительских советов, планирующих бюджет и определяющих политику найма работников детского сада. В итоге родители не могут контролировать процесс обучения и воспитания дошкольников.
Понимая, что требуется немедленное принятие мер по исправлению ситуации, я предложил создать областную программу модернизации дошкольного образования.
Главное, на мой взгляд, чтобы эта программа рассматривала ступень дошкольного детства как один из главных образовательных резервов.