Станислав Белковский, учредитель Института национальной стратегии:
В Грузии задержаны российские военные, которых обвиняют в шпионаже, оцеплен штаб ГРВЗ. Эти шаги грузинских властей связаны с тем, что они в настоящее время стремятся решить следующие задачи. Первая – консолидировать нацию перед лицом страшной российской угрозы, что особенно важно, когда социально-экономическая обстановка в Грузии ухудшается – ухудшается последовательно и достаточно быстро. Второе – грузинские власти ищут повод для войны. Думаю, в ближайшие несколько месяцев Михаил Саакашвили попытается решить проблему Южной Осетии военным путем. Вот две задачи, которые ставит перед собой грузинское руководство.
Россия своими агрессивными, не всегда продуманными заявлениями в адрес Грузии только помогает Саакашвили решать эти проблемы. Поэтому действия Кремля на грузинском направлении мне кажутся не всегда стратегически и тактически оправданными.
Грузия должна создать доказательства того, что Россия готовит в Тбилиси государственный переворот или пытается иным способом поменять власть в стране. Это будет достаточным поводом, для того чтобы Грузия агрессивно ответила России и, соответственно, напала на Южную Осетию. Главное – повод нужен не только для собственного народа, который консолидируется перед лицом российской угрозы, но и для международного сообщества, в первую очередь – для Соединенных Штатов Америки. Ясно, что одного лишь желания Михаила Саакашвили воевать недостаточно для обоснования необходимости югоосетинской войны в Вашингтоне. А вот попытка государственного переворота, поддерживаемая Россией, - это уже достаточное основание.
Грузия готовится и к силовому решению абхазского вопроса – но не сейчас, поскольку Михаил Саакашвили, будучи хотя и популистом, но человеком вполне компетентным, понимает, что сегодня у Грузии нет военных возможностей решить абхазскую проблему. Понимает он также, что в случае вхождения Грузии в Абхазию последняя может рассчитывать на несколько тысяч ополченцев с российского Северного Кавказа, которым грузинские регулярные части противостоять не смогут.
Так что переименование Кодорского ущелья – это просто очередная пиар-акция с целью оказания психологического давления на Абхазию и демонстрации грузинскому народу, что процесс урегулирования абхазской проблемы, пусть медленно, но идет, что эта ситуация не заморожена, что в этом смысле нынешняя грузинская власть, возглавляемая Саакашвили, качественно и выигрышно отличается от прежней, которая ничего не предпринимала для реального возвращения Абхазии.
Россия должна выработать стратегию российско-грузинских отношений, которая у Кремля в настоящее время отсутствует. Когда Саакашвили пришел к власти в 2003 году, он, по моим абсолютно достоверным данным, собирался дружить с Россией, а вовсе не враждовать. Саакашвили разрабатывал концепцию Грузии как страны-любовницы, которая должна найти богатого покровителя, и таким приоритетным покровителем он видел Россию. Но из-за того что Владимир Путин не смог найти общий язык с Михаилом Саакашвили (и не ставил перед собой такой задачи), реализация этого плана рухнула и все взоры Саакашвили обратились на Соединенные Штаты. Именно США, а не Россия, стали тем самым богатым покровителем, который пока, правда, не много чего принес Грузии, но зато позволяет Михаилу Саакашвили гипнотизировать собственный народ некими грядущими свершениями типа членства в НАТО и Евросоюзе, что, на мой взгляд, на самом деле абсолютно не реалистично.
Итак, Кремль должен выработать концепцию, которая предполагала бы не истерическую перманентную перебранку с Тбилиси, а определение приоритетов и использование реальных рычагов влияния на Грузию, которые у России, безусловно, имеются, для того чтобы кардинально улучшить отношение грузинского народа к России и создать в Грузии критическую массу политиков, заинтересованных в дружеских, добрососедских отношениях между Грузией и Россией.
Я считаю, что основной частью этой концепции должна быть идея Грузинской Федерации. На мой взгляд, оптимальный способ решения проблемы Абхазии и Южной Осетии – учреждение нового грузинского государства, в которое Абхазия и Южная Осетия войдут на правах не просто самостоятельных субъектов новой федерации, но субъектов-учредителей, делегирующих определенную часть своих полномочий центру федеративного государства.
Эта идея обсуждается уже достаточно давно, и если бы Россия действовала мудрее и тоньше, то к сегодняшнему дню она могла бы быть уже реализована. В нынешней атмосфере обостренного, нервного противостояния Москвы и Тбилиси реализация этой идеи в скором будущем невозможна, но это не значит, что не нужно идти к ее реализации.