Михаил Ремизов, президент Института национальной стратегии:
«Единая Россия» изначально восприняла заявку на объединение РПЖ, РПП и «Родины» как угрозу для себя, потому что это была заявка на создание альтернативного «ЕР» центра притяжения для части региональных и федеральных элит, которые недовольны монополизмом «Единой России» в сегодняшней политике и отчасти в административных делах. Но было неясно, сможет ли реализоваться эта, с точки зрения «ЕР», угроза, будет ли успешным объединительный проект. Это остается неясным и сейчас.
Выборы 8 октября в известной мере были для этого объединительного проекта испытанием на прочность. Испытывалось, собственно говоря, два параметра. Первое – способность РПЖ преодолеть административный прессинг со стороны «Единой России». От этой способности зависит, поверят ли в РПЖ как в самостоятельный альтернативный центр силы региональные и федеральные элиты – те самые, привлечь которые нужно для успеха новой партии.
Второе – сможет ли РПЖ преодолеть синдром своей электоральной неудачливости, потому что она всегда воспринималась как абсолютно невнятная политически и идеологически сила, в основном выступая на выборах неудачно. Действительно, сложно претендовать на то, чтобы стать реальным центром силы, без того чтобы заинтересовать избирателя.
В известной мере на этих выборах оба испытания были с относительным успехом пройдены. Это не значит, что все до единой задачи решены. Но РПЖ показала, что она может отбиться от административного прессинга «Единой России», то есть показала, что она сила, имеющая реальную поддержку на высшем уровне власти, а это очень важно, для того чтобы привлечь часть элит и часть бюрократии к этому проекту. И второе – показала, что она в принципе способна заинтересовать избирателя.
Следует сказать, что в этом втором моменте – в способности заинтересовать избирателя – существуют пока наибольшие пробелы и меньше всего сделано. Практически все успехи РПЖ во всех регионах были связаны так или иначе с определенным раскладом в местных элитах, с тем, что им удалось привлечь какие-то значимые или популярные персоны из местных элит, удалось поднять какие-то местные проблемы, удалось занять нишу региональной оппозиции либо, наоборот, второй партии власти в регионе. То есть удалось выстроить какой-то региональный баланс, который позволил им добиться успеха, - но не за счет фундаментальной идеологической поддержки этой партии. Идеологическая фундаментальная поддержка как отсутствовала, так и отсутствует, просто потому, что пока идеологический месседж партии не прочитывается людьми. Единственное, что следует сказать в плане наращивания фундаментальной поддержки, - что сам информационный шум вокруг объединительного проекта привлек дополнительное внимание людей и прежде всего принес пользу самой РПЖ как лидеру этого объединительного проекта.
Что касается обвинения РПЖ в применении административного ресурса со стороны «Единой России»… Следует сказать, что нездоровая атмосфера на этих выборах была создана, на мой взгляд, руководством самой «Единой России», которое раздавало какие-то безумные разнарядки местным губернаторам – набрать 45 – 60 – 70 процентов голосов. Иногда губернаторы брали на себя повышенные обязательства, что еще хуже. В итоге это приводило к тому, что те самые губернаторы, особенно те, кто брали на себя повышенные обязательства, снимали с выборов не просто оппонентов власти или оппозиционные партии (как раньше снимали «Родину») – они снимали фактически все списки, которые могли отнять у «Единой России» голоса в существенном количестве и пройти в региональные парламенты. И «Яблоко» снимали, которое в сложившейся ситуации не является оппозиционной силой, и аграриям не давали баллотироваться практически во всех регионах, и некоторым региональным лидерам КПРФ не давали баллотироваться под угрозой снятия с занимаемых должностей.
Фактически искусственно была создана ситуация прессинга на все политические силы, которые имели какие-то шансы на успех, причем прессинга по большому счету никому не нужного, кроме тех лиц в руководстве региональных отделений «Единой России», которым нужно отчитаться за успехи.
Эта искусственная ситуация и создала избыточное применение административного ресурса, когда списки снимались по явно надуманным поводам. Например, в одних регионах, там, где «Яблоко» могло пройти, списки «Яблока» снимались (как в Карелии), а в других регионах, где «Яблоко» не проходило, но были те же самые основания для снятия, списки не снимались. То есть избыточное применение административного ресурса на этих выборах было всецело связано с установкой «Единой России» на ударные показатели. В данной ситуации это соцсоревнование было абсолютно не уместно.
Что же касается применения РПЖ административного ресурса, то оно, на мой взгляд, носило прежде всего оборонительный характер. РПЖ показала, что она может мобилизовать определенный админресурс, для того чтобы отбиться от административного наезда. Еще раз говорю, что показать эту способность отбиться от наезда было очень важно с точки зрения завоевания авторитета партии среди бюрократии. Именно поэтому «Единая Россия» взволнована и недовольна.