Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:
Абхазия обратилась к России с просьбой о признании независимости. Долговременные и краткосрочные причины и поводы для этого решения Абхазии вполне очевидны.
Среди долгосрочных причин – территориальное единство, преобладание граждан России среди жителей Абхазии, многовековая геополитическая ориентация этой страны на Россию.
Краткосрочные причины и поводы для этого обращения связаны с обострением ситуации в Грузии и собственно в Кодорском ущелье в Абхазии. Министр обороны и президент Грузии многократно и настойчиво заявляли о необходимости присоединения Абхазии к Грузии военными средствами (во всяком случае, не исключая военных средств) в достаточно короткие сроки. Воля граждан Абхазии по этому поводу высказана. По их мнению, будущее Абхазии не связано с пребыванием республики в составе Грузии или федерации с Грузией. Это будущее связано с Россией. Поэтому те резкие заявления и агрессивные действия, которые предпринимаются грузинским руководством, естественно, подтолкнули Абхазию к этому шагу.
Что касается реакции России, то тут есть два аспекта. Первый – может ли гипотетически Россия признать Абхазию независимым государством? Безусловно, может. Как Турция признает Северный Кипр, например. Больше никто его не признает, тем не менее, это государство существует уже в течение достаточно длительного времени.
Кроме того, стоит посмотреть на те решения, которые будут приняты по Косово. Если Косово будет разрешен беспроблемный выход из федерации с Сербией без согласия сербского правительства, естественно, будет создан прецедент, вполне благоприятный для аналогичного решения с российской стороны. Я бы не исключал возможности сначала признания Абхазии, а затем и ее включения в состав РФ. Вероятность признания я оцениваю в 20 процентов, вероятность включения Абхазии в состав Российской Федерации – процентов в 10. Тем не менее обе эти вероятности существуют, поскольку все соображения о нерушимости границ существенным образом скорректированы после распада СССР и Югославии. Собственно, единственным легитимирующим механизмом была конференция министров иностранных дел европейских государств. Они перекроили карту Европы, согласились с теми изменениями, которые произошли на этой карте в конце 80-х – начале 90-х годов. Так что, на мой взгляд, ничто не мешает Российской Федерации пойти по пути признания суверенитета Абхазии.
Возникает вопрос – какие угрозы это может представлять для России? Угроза, собственно, только одна – стабильно напряженные отношения с Грузией, переход из режима кратковременных санкций в режим долгосрочного противостояния. Но здесь тоже можно найти немало прецедентов. Если говорить об экономической блокаде – Соединенные Штаты Америки осуществляют блокаду Кубы с начала 60-х годов, то есть режим экономических санкций продолжается более 40 лет. Одно из его следствий – уровень жизни населения Кубы упал кратно по отношению к уровню жизни аналогичных стран региона. В принципе, такую же долгосрочную политику может проводить и Россия по отношению к Грузии, если, конечно, грузинское руководство не займет более грамотную и сдержанную позицию.
Мне кажется, аналогия с Северным Кипром очень точно описывает ситуацию, которая может реально возникнуть в результате обсуждения парламентом и правительством Российской Федерации обращения Абхазии.