Михаил Виноградов, руководитель департамента политического консультирования Центра коммуникативных технологий «PRОПАГАНДА»:
Вопрос о структуре СР – РПЖ и вопрос о разделении влияния между сторонниками РПЖ, Партии пенсионеров и «Родины» внутри новой структуры пока являются вторичными. Я думаю, что все три партии в достаточной степени удовлетворены тем местом, которое они занимают в объединенной структуре, потому что у них есть ощущение, что они получили некое новое качество. Но реально ли это новое качество, будет ясно не раньше, чем на мартовских выборах.
Главным вопросом на сегодня является создание мощного партийного бренда, вопрос того, насколько избиратель, принимавший решение проголосовать за Партию пенсионеров на избирательном участке, просто видя хорошее, красивое, приятное название в бюллетене, поймет, что «Справедливая Россия» - это «пенсионеры». Насколько новой партии удастся найти какие-то харизматические фигуры (потому что Сергей Миронов харизматической фигурой не является)? СР – РПЖ важно подавать сигнал элитам, что она – вторая партия власти. На сегодня это важнее, нежели вопрос о разделении сфер влияния.
Бренд «Справедливой России» выглядит сильнее, чем бренд Партии ЖИЗНИ, и слабее, чем бренд Партии пенсионеров. Работа на узнавание бренда – это то, чем активно, в том числе на федеральном уровне, должна заниматься новая партия. Соответственно, она должна предъявить узнаваемые лица, какие-то узнаваемые символы, потому что символа выхухоли как-то недостаточно, а других символов и опознавательных знаков пока не придумано.
Кроме того, важно понимать позицию «Единой России», потому что пока страхи о том, что новая партия будет отбирать голоса у ЕР, достаточно обоснованны.
Пока рано говорить о том, каковы перспективы СР – РПЖ на региональных и федеральных выборах 2007 года. Партия сейчас находится в нише от 2 до 20 процентов, это слишком большой разброс цифр, для того чтобы серьезно рассуждать о перспективах. Успех РПЖ в некоторых регионах на выборах 8 октября был обусловлен наличием харизматических фигур типа Ройзмана в Свердловской области либо работой с фотографией Путина в Липецкой. Как федеральные силы ни Партия ЖИЗНИ, ни Партия пенсионеров себя никогда не заявляли, федеральной силой была только «Родина», поэтому региональная составляющая будет очень важной. Но при этом кампания по раскрутке нового бренда должна вестись на уровне федеральном.
Новую структуру, очевидно, ждет борьба – как внутрипартийная, так и межпартийная, поскольку она идет всегда. Но сегодня главная задача СР – РПЖ – не сделать внутрипартийную борьбу общеизвестной. В настоящее время существует стереотип: Партия ЖИЗНИ прибрала себе другие партии, какие-то из них при этом раскололись, но, тем не менее, РПЖ укрепилась. Пока такой стереотип есть, он работает скорее на партию, а не против нее. Если удастся в ближайшие полгода удерживать внутрипартийную конкуренцию вне публичного пространства и за это время выстроить эффективную региональную структуру, то проблемы борьбы за лидерство внутри СР – РПЖ не будут для новой партии фатальными.