Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, комментируя внесенный в Госдуму РФ Владимиром Путиным проект договора о разграничении полномочий с Татарстаном, заявил: «Нынешнее государственно-территориальное устройство России колеблется между моделями «конституционной» и «договорной» федерации. Говоря упрощенно, различие между ними состоит в следующем. В конституционной модели «центр» учреждает «регионы», т.е. федеративное устройство страны является результатом решения единого суверенного народа. В договорной модели, напротив, «регионы» учреждают «центр», делегируя ему часть своего суверенитета. Конституция РФ, которая дает перечисление субъектов федерации и ссылается на единый суверенный народ, вроде бы, говорит о том, что у нас конституционная федерация. Но помимо нее, у нас есть т.н. федеративный договор 1992 года, ссылка на который присутствует в конституции. И есть получившая широкое распространение в 90-е гг. практика заключения договоров о разграничении полномочий межу федеральным правительством и субъектами федерации. И это – отчетливые тенденции договорной федерации».
«Важно понимать, что речь идет не о формальных вопросах, - отметил Ремизов. - Это не просто тип государственного устройства, это тип государственного суверенитета. И не просто различие правовой формы, а различие исторической судьбы. Конечно же, Россия никогда не была и не должна быть государством, учрежденным регионами и, тем более, национальными республиками. Суверенитет российского государства не есть делегированный суверенитет». «Одним из немногих системных достижений путинской эпохи было сворачивание практики договорного федерализма. Были созданы предпосылки для выравнивания нынешнего дефектного федерализма, с его очевидными системными противоречиями - между номинальным равенством и фактическим неравенством субъектов, между конституционной и договорной моделями и т.д.» - подчеркнул эксперт.
«К сожалению, сегодня все это перечеркивается. Особые договоры с Татарстаном и Чечней не просто усугубляют тяжелую этническую асимметрию нашего федерализма, но запускают новый виток центробежных процессов. В ситуации ослабления федерального центра, спотыкающегося на проблеме «транзита власти», сначала т.н. национальные республики, а затем и русские области поведут борьбу за выравнивание своего статуса по уровню Чечни и Татарстана, либо, как минимум, зафиксируют коренную несправедливость нынешнего государственного устройства», - заключил президент Института национальной стратегии.