Заместитель главного редактора молодежно-публицистического журнала «Новый Ковчег» иерей Димитрий Карпенко, комментируя фильм «Остров» режиссера Павла Лунгина, премьера которого состоится 23 ноября, заявил: «Русское кино живо… Собственно, это было ясно всегда, но признаки жизни за последнее время были не всегда однозначными. Снять кино на христианскую тематику сегодня, казалось бы, не представляет особого труда. Но кино «на христианскую тематику» и христианское кино – вещи, согласитесь, не всегда одинаковые. «Остров» — это именно христианское кино, которое заставляет всматриваться в то, что является сутью нашей веры».
«Фильм П. Лунгина восхитителен и уникален – это первая серьезная игровая художественная картина, которая абсолютно честно и талантливо рассказывает нам о главной цели христианской жизни – покаянии. При чем этот рассказ ведется именно с православной точки зрения, подобного еще не снимал никто», - подчеркнул Карпенко. «Но, несмотря на свою уникальность и талантливость, этот фильм уже успел вызвать ряд нареканий со стороны нашей православной братии, - продолжил он. - А именно. Картина Лунгина якобы показывает нам «хорошего» старца Анатолия и «плохих» Филарета и Иова, тем самым, пытаясь внести разделение в Церкви. Если смотреть фильм внимательно и непредвзято, то это обвинение отпадет само собой. Все герои здесь показаны с любовью, и каждый из них, в меру своих сил, совершает борьбу с собственными немощами. Это не разные церкви – это одна Церковь, которая является лечебницей для больных. Господь дает возможность даже самому страшному грешнику обратиться к Нему, главное понять необходимость Бога в твоей собственной жизни и повернуться к Нему, но не на 30 или 40 градусов, а на все 180, как об этом абсолютно верно подметил Петр Мамонов в одном из своих многочисленных интервью».
«Следующая претензия. Финал картины «притянут за уши». Имеется в виду приезд адмирала, и прощение старца Анатолия. Критики обвиняют создателей картины в искусственном хэппи-энде, который якобы выбивается из, в принципе, положительного тона фильма. Здесь важно понять, что фильм «Остров» — это, несомненно, не документальное кино, и даже не кино о реальных прототипах – это, прежде всего, притча, - пояснил иерей. - Не важно, произошла ли эта история на самом деле или нет, не важно, где находится этот монастырь, не важно, насколько реальны описываемые события. Фильм не об этом. «Остров» рассказывает о том, как нужно совершать свой христианский подвиг, что нужно ставить во главу угла. И в этом смысле, подобный финал картины был просто неизбежен. Господь долгие годы вел старца Анатолия к Себе, и перед самой его смертью дал ему знак, что этот путь был не напрасен. Это фильм о том, как православному человеку нужно жить и как ему нужно умирать. Если кто-то видит в финале картины некий «хэппи-энд» — пожалуйста, но в православной терминологии это называется блаженной кончиной».
«Есть и такие зрители, которые фильм посмотрели, он им понравился, но они считают, что говорить что-то по этому поводу уже не надо, потому что столько всего говорено-переговорено, что любая реплика, на их взгляд, превращается в пошлость. Мол, и так все понятно, зачем слова? Возможно, здесь есть доля правды, потому что опошлить и извратить можно любое, даже самое благое дело. Но это не значит, что нужно молчать, главное, действительно, не превращать свои слова в пошлость», - заключил Карпенко.