Депутат Госдумы РФ Владимир Рыжков, комментируя перспективы существования СНГ, отметил, что организация выполняла не только бракоразводную функцию, «слава богу, мы избежали тех кровавых вещей, которые случились в бывшей Югославии». «Но помимо этого были еще полезные вещи, которые СНГ выполняло – например, у нас нет объявленного Шенгена, а по факту он есть, - отметил депутат. - У нас сохраняется огромная безвизовая зона, и, слава богу, мы можем ездить». «У меня, например, часть корней в семье в Восточном Казахстане. Поэтому разве необъявленный Шенген – это не огромное достижение СНГ последних лет, который, к счастью, мы пока сохраняем? Ну, есть эксцессы как с Грузией – визовый режим – но в целом-то мы можем ездить. Так что я в целом считаю, что СНГ себя не исчерпал», - добавил он.
Рыжков также отметил, что на саммит СНГ в Минск «11 президентов приехало, Саакашвили, с которым мы сейчас в острой фазе, приехал, Ющенко приехал – никто не заявил ни на саммите, ни после о выходе из СНГ. Посмотрите, какой интерес». «В острой фазе это немалое достижение, если учитывать, в какой фазе сейчас находятся российско-грузинские отношения, приезд Саакашвили в Минск», - подчеркнул он.
Депутат уверен, что такая структура, как СНГ, нужна, «другого формата общения постсоветских лидеров не существует - вот такого общения в группе или международного - просто не существует, и не будет в ближайшие годы». «Я согласен, что страны сильно разные, и интересы сильно разные, и ориентация сильно разная. И действительно, какие-то страны могут отказаться от более глубоких интеграционных вещей - секторальных – таких, как военное сотрудничество в рамках АДКБ, или, скажем, экономических – как проект ЕвроЗЭЗ. Они могут отказаться от этого, и, скорее всего, откажутся. Но СНГ, как более широкая площадка переговорная, на мой взгляд, останется, и при всех острых моментах, мне кажется, многие так и будут за нее держаться – даже та же Украина и Грузия – видите, при всех проблемах, которые между нами есть, они не разбрасываются СНГ. И не заявляют о выходе», - заявил Рыжков. «Поэтому в целом, если говорить с максимальной планки как Евросоюз - она, конечно, на Евросоюз совсем не тянет, - добавил он. - Но если относиться к ней трезво, как к переговорной площадке межгосударственной – она выполняет полезную функцию, и мне кажется, что больше плюсов от нее существования, чем минусов».
Рыжков напомнил, что Россия «сохранила почти во всех странах военные базы совершенно спокойно, и особых конфликтов нет - ну, из Грузии выведем скоро, но тем не мене, в других-то странах есть». «У нас есть радиолокационные станции, есть большая интеграция по-прежнему между предприятиями различными – давайте не будем говорить, что уж совсем разрыв произошел. По-прежнему есть интеграция, производственная интеграция – в машиностроении, авиастроении, оборонной промышленности. Так что я бы не стал здесь рубить шашкой», - заявил депутат.
Он считает, что СНГ не стоит сразу брать планку нынешнего ЕС, «ему, кстати, в следующем году 50 лет». «И они эти 50 лет прошли очень трудно. И я хочу напомнить, что начинали они не с Шенгена и не с единой валюты, начинали они с Союза угля и стали. То есть, был чисто секторальный подход, была проблема Рурской области, которая до этого сто лет переходила от французов к немцам, от немцев к французам, и они эту проблему решили. Так нам не надо начинать сразу с максимальной планки – общая валюта или еще что-то. Давайте посмотрим – у нас есть несколько секторов в рамках СНГ, где вполне могут быть созданы межправительственные, надправительственные структуры. Например – мы уже говорили о военной инфраструктуре - Россия заинтересована в том, чтобы военная инфраструктура сохранилась – та, которая ей нужна. Почему не подписать здесь секторальный интеграционный договор? Вот АДКБ это делает», - отметил Рыжков.
«Второй пример - почему нам не сделать Союз нефти и газа? – заявил он. - В СНГ есть страны добывающие… А есть страны транзитные – у нас разные интересы. Таким образом, я считаю, что СНГ – наверное, верно – не выполняет всего потенциала, не реализует, который есть, а потенциал такой есть. Он есть в целом ряде секторов – военный, энергетический сектор, промышленный сектор, гуманитарный, миграционный, и так далее. Где вполне можно было бы подписать – включая, кстати, Украину, Грузию – где вполне есть общие интересы. Мне кажется, слишком много эмоций».
«Мы много говорили о нашем президенте – мне кажется, что он порой слишком эмоционален. А здесь надо меньше эмоций, и больше прагматики. Думаю, что СНГ может еще сыграть очень большую и полезную роль, - добавил депутат. - По крайней мере, я надеюсь, что Россия не распустит СНГ – так, как она распустила в свое время СССР. И что напротив, Россия наоборот, вместе с Казахстаном, или сама, предложит какую-то дееспособную модель, которая поможет нам в ближайшие десятилетия избавиться, или избежать, по крайней мере, очень многих проблем».