Менеджмент «АвтоВАЗа» надеется снять с компании долговую нагрузку через выкуп ее облигаций ВЭБом, но эта мера не даст эффекта, более того, сомнительна сама «возможность предприятия продолжать свою производственную деятельность». Такой итог подвел Минпромторг, изучив бизнес-план компании.
На 1 января 2010 года долговая нагрузка «АвтоВАЗа» составит 76,3 млрд. руб. без учета долга перед поставщиками (9,76 млрд. руб.), говорится в сообщении Минпромторга со ссылкой на замминистра Андрея Дементьева. «Менеджмент «АвтоВАЗа» видит единственно возможный выход из сложившейся негативной ситуации - капитализацию кредиторской задолженности в объеме не менее 60 млрд. руб. через выпуск облигаций, выкупаемых Внешэкономбанком», - цитирует сообщение газета "Ведомости".
По словам Дементьева, ВЭБ настаивает на коммерческой реструктуризации долгов «АвтоВАЗа» на максимальную сумму, «допустимую финансовыми показателями предприятия», а оставшаяся часть может быть капитализирована «при обеспечении соответствующего фондирования за счет средств федерального бюджета».
Критику Минпромторга вызвал также перспективный модельный ряд компании, прописанный в бизнес-плане.«Продуктовая стратегия крайне рискованна, так как построена на предложении небольшого количества моделей под одним брендом в одном ценовом сегменте, на сильно фрагментированном рынке, что делает заявленный объем продаж и доходность бизнеса труднодостижимыми», - говорится в заявлении Дементьева.
Текущая численность персонала завода (100 тысяч человек) рассчитана на выпуск 660 000 автомобилей в год, при том, что за девять месяцев продано 269 500 автомобилей; ее сохранение приведет к «необратимому ухудшению финансового состояния». Целевой показатель численности сотрудников завода, по мнению Дементьева, - 55 тысяч человек.
«Существующий партнер в лице Renault, несмотря на продекларированное желание оставаться в числе стратегических партнеров «АвтоВАЗа», и готовность передавать некие технологии, не обеспечивает потребность в моделях, необходимых для обеспечения эффективного и рентабельного объема производства», - продолжает Дементьев.
Без решения проблемы долгов, реструктуризации производственных мощностей и построения «эффективной продуктовой стратегии» оказание госпомощи «АвтоВАЗу», касающейся передачи социальных объектов в госсобственность и поддержки сокращенных сотрудников завода не имеет смысла, считают в Минпромторге.